Нет, мы не учим умирать...

На фоне выборных страстей почти не замеченным осталось одно большое событие - приморские образовательные чтения, посвященные памяти святых Кирилла и Мефодия. В числе участников был человек, очень известный в православном мире, - протоиерей Евгений ШЕСТУН, заведующий кафедрой педагогики Самарской духовной семинарии, автор учебника “Православная педагогика”.

5 июнь 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №986 от 5 июнь 2001
На фоне выборных страстей почти не замеченным осталось одно большое событие - приморские образовательные чтения, посвященные памяти святых Кирилла и Мефодия. В числе участников был человек, очень известный в православном мире, - протоиерей Евгений ШЕСТУН, заведующий кафедрой педагогики Самарской духовной семинарии, автор учебника “Православная педагогика”.

Впрочем, говорить, что отца Евгения знают лишь верующие, было бы совершенно неправильно. Почти до 40 лет он был обычным светским человеком. Окончил институт, отслужил в армии, у нас в Дальнереченске, между прочим. Вернувшись из армии, преподавал физику в школе, в профтехучилище. Защитил диссертацию по педагогике. Учил студентов в Самарском государственном университете. А потом стал… священником.

          Почему это произошло, что есть православная педагогика, чем угрожает детям марктвеновский Том Сойер, надо ли жене почитать мужа - об этом и многом другом кандидат педагогических наук, протоиерей Евгений ШЕСТУН рассказывает корреспонденту “В”.

          - Отец Евгений, почему 10 лет назад вы вдруг решили изменить свою жизнь?

          - Да не вдруг. Знаете, до этого я много встречался с духовенством. Встречаясь с этими людьми, каждый раз открывал для себя новый мир. И, оказалось, именно здесь нашел то, что не мог найти в мире светском. Я наконец получил ответы на многие свои вопросы, на которые не мог получить ответа в светской жизни, даже просто как педагог.

          - А какие это вопросы?

          - Например, почему у хороших родителей дети бывают непослушными.

          - И почему же?

          - Потому что если отец не слушает Бога, если жена не слушает своего мужа, то никогда у них не вырастет послушный человек. А послушание начинается, когда человек живет не своим умом, а умом христовым, когда жена почитает мужа…... Только тогда два человека передают послушание своему ребенку. Это лишь один из примеров. На самом деле их очень много. Я об этом целую книгу написал – почти 600 страниц. И это не является схематичным курсом педагогики – это все мои открытия, те ответы, которые я хотел получить.

          - Почему-то среди физиков очень много глубоко верующих людей. Или это кажется так…

          - Для любого ученого это естественно. Большие научные открытия - это всегда дело духовных, вдохновенных людей. А вдохновение на вере держится. И, наверное, у всякого настоящего ученого наступает момент, когда надо веру принять. Ведь вера - это не что иное, как недоказуемое знание.

          - Отец Евгений, отличается ли педагогика светская от педагогики православной?

          - Она отличается, конечно. Хотя я до сих пор не знаю, что же такое светская педагогика в России. Скорее, это национальная немецкая педагогика, со свойственным этой цивилизации способом передачи традиций, передачи жизни. А вот православная педагогика – это народная педагогика России, поскольку сознание народное и сознание православное для русского человека - синонимы.

          Что касается отличий. Скажем, светская педагогика в цивилизованных странах говорит сейчас о высшей ценности жизни. Православная педагогика утверждает, что жизнь - не высшая ценность. Есть, действительно, высшие ценности, за которые человек может отдать свою жизнь. За Отечество, например.

          Еще одно кардинальное отличие: в православной педагогике считается, что человек уже рождается, поврежденный первородным грехом. Значит, его нужно вначале исцелить, а потом уже развивать.

          Светский же мир развивает поврежденную природу.

          - Отец Евгений, я слышала, что вы не рекомендуете детям читать марктвеновские “Приключения Тома Сойера”?

          - Лучше Успенского читать. Марк Твен написал историю хулигана. Она просто не полезна. Ну сами подумайте, кто такой Том Сойер? Человек, который вечно грубит старшим, не слушается взрослых. Это же дурной пример.

          - Но сколько поколений людей выросло на этой, как мне кажется, замечательной книге?

          - И никто же не считал, сколько людей потом испортилось! Зачем учить человека пороку?!

          Есть же известный педагогический принцип: дурному учить нельзя. Нельзя показывать, как нельзя делать, надо показывать, как нужно делать. Нужно жить правильно. И если ребенка научать правильно, то он сам себя убережет от порока. Если ты научишь ребенка православию, то он не попадет в секту. Если сделаешь ребенка свободным, то он и в наркотики уйдет или в дурную компанию. А потом вытаскивай его. А можешь и не вытащить. Ребенка не вернешь, и вся ваша свобода кончится.

          - Что, в семьях верующих дети не попадают в плохие компании?

          - В принципе я не встречал таких случаев.

          - Отец Евгений, поделитесь, что есть такое главное, с чем должны родители идти к ребенку?

          - Каждый родитель должен представлять, куда он ведет ребенка, должен четко знать, чего он хочет. Потому что педагог, а каждый родитель является педагогом, всегда детоводитель.

          Мы в православии точно понимаем, куда надо ребенка вести. Мы ведем ребенка к Христу. Мы считаем, коли Бог дал тебе ребенка, верни его назад. Сделай его Божьим, верни Богу. Там его счастье. Вот что самое главное.

          В свете же человек не знает, чего он хочет. Человек продает себя, свою образованность и талант. За гроши карьеру делает. Детей никто не учит вдохновению.

          У человека обязательно должен быть полет, возвышенность в жизни. Для этого, мы в православии точно знаем, надо строить фундамент. Фундамент - это одухотворенная, вдохновенная личность. Православие дает детям вдохновение. И родителям тоже.

          Да вы вспомните даже период атеистический. С каким вдохновением города и села строились, как жили в палатках, как воевали за это все, как созидали все - вдохновенно. Может быть, это было вдохновение обманутых людей, но все-таки оно было. И люди были счастливы.

          - А на каких принципах, на ваш взгляд, должны строиться семейные взаимоотношения?

          - Нужно смотреть, как жили наши предки тысячи лет. И не изобретать велосипеда. Есть законы духовной жизни, данные Богом.

          Православие говорит: муж должен чтить Бога, жена должна чтить мужа своего, дети должны слушаться родителей. Муж должен быть главой семьи - верующий он или нет: это заложено нашей природой. Если муж не глава семьи, он просто не сможет в этой семье жить. Он будет мучиться, гулять, убежит, в конце концов.

          - Почему жена обязательно должна слушать мужа?

          - Жена должна слушать мужа - для себя. Жена должна быть послушной, смиренной, женственной. А если она строптивая и гордая, то что это за женщина...

          Вообще мы все для себя делаем. Прощаем врагов - чтобы злым не стать. Не будешь прощать - злым будешь. Все заповеди, они потом к тебе возвращаются.

          - Скажите, а разве не может быть равноправия между мужем и женой?

          - Оно есть.

          - Но вы же говорите, жена должна мужа слушать, то есть быть зависимой от него?

          - Жена должна мужа почитать. Уважать. Заботиться о муже. Женщина должна чувствовать себя слабой...…

          - Как же она будет слабой, если мужчины сейчас такие…

          - Вы, женщины, и доводите их.… А если нет, зачем за таких замуж выходите?

          Я знаком со многими женщинами во власти. Это страшное дело. Искажение природы человеческой происходит. Ведь они и перед мужем себя не женщиной, а начальником держат. А дома женщина должна быть другой: мягкой, заботливой, расторопной. Вот что женщине надо делать прежде всего. А уж потом идти на губернию работать.

          - Отец Евгений, мы живем в такое тяжелое время. Что может облегчить нашу жизнь?

          - На образовательных чтениях один философ задал православным вопрос, что называется, в лоб: облегчает ли жизнь людей православие? Говорю: “Конечно облегчает”. Он: “Чем?” Да тем, что мы, православные, реалисты, а не мечтатели. Мы понимаем, все зависит от нас, как все происходящее принимать.

          Нельзя их искать, скорбей - жизнь и без того тяжелая, скорбная. Но если скорби тебя нашли, ты их неси, не переживай, и все будет славно. Говорят же, не было бы счастья, да несчастье помогло.

          - Но счастья так хочется…

          - А перенесение скорбей и есть счастье. Когда ты преодолел свои немощи, это и есть счастье.

          Нас все время обманывают и все время обещают царство божье на земле. Масоны обещают, коммунисты, демократы, католики.… Они все одинаковые. Потому что все обманщики - пытаются построить то коммунизм, то общество потребления, по сути, ничем не отличаясь друг от друга. Что бы они ни говорили, царства божьего на земле не будет. Православные это знают, и потому они в этом мире живут счастливо, так как очень реалистично смотрят на все это.

          - Этому восприятию мира учат в семье?

          - Учат, но не специально. Например, через изучение родной истории. Пионеров-героев помните? Это же дети, которые погибли за Отечество. На их примере учатся наши дети. Нет, им не говорят: если придет время, ты должен умереть за Отечество. А говорят: читай книжки про юных героев, смотри, какой они веры, какие у них идеалы.…

          Ребенка надо воспитывать в соответствии с традициями. Взять, например, героев Куликова поля. Они что делали? Умирали. Или блокада Ленинграда. Что люди делали? Голодали. Нет, мы не учим ребенка специально голодать, умирать. Просто вся наша история правильно показывает и наших героев, и наших святых. И ребенок исподволь готовится к подвигу. К жертвенному подвигу, понимаете?

          Так что православное воспитание это прежде всего патриотическое воспитание. Воспитание твердой личности. Мужественной личности. Святые отцы говорят, если ты научишь ребенка переносить холод, голод, испытания, ты сделаешь его счастливым. И он будет идти по жизни смело.

          А если ты не научишь его этому, любое маленькое испытание собьет его, и в унынии, отчаянии он и руки на себя наложит. Православное воспитание делает человека твердым, вдохновенным, патриотичным, учит переносить испытания жизни с радостью. Он их побеждает, и это дает радость, счастье.

          - А как вы относитесь к тому, что вера в Бога становится некоей данью моде? Раньше все были атеисты-коммунисты, а теперь верующие…

          - Вы поймите, что вера - это поиск, это дорога, это путь. В Евангелии есть такой момент, когда отец обращается к Христу с просьбой исцелить своего бесноватого сына. Христос его спрашивает: “А ты веришь?” И он дает ему изумительный ответ: “Верую. Помоги моему неверию”.

          Если человек только зашел в храм, да еще наложил на себя крестное знамение, да еще при людях - это он совершил самый великий подвиг. Наложить на себя первое крестное знамение, приложиться к иконам, отстоять службу, первый раз выдержать пост - величайший подвиг для человека.

          - А если это бандит? Человек, который убивает, грабит…

          - А я вам могу открыть секрет: знаете, кто был первый житель рая? Разбойник! На Голгофе было три креста. В середине был Христос, а рядом два разбойника. Один из них начал Бога ругать, а другой сказал: ну что ты его ругаешь, мы-то за дело висим, а он безвинный. И Христос сказал: “Сегодня же будешь со мной в раю”. Благоразумие привело человека в рай.

          И Мария Магдалина была блудницей. А Мария Египетская 17 лет блудила, потом стала святой.

          Для Бога нет ничего невозможного. Когда человек входит в храм, он может настолько преобразиться. Пока ты не умер, ты можешь преобразиться даже в последний момент. Пусть хоть пять минут прожив праведной жизнью.

          Так что радоваться надо, что человек в храме находится, а не пистолетом машет.

          Вообще надо жить в согласии со всеми. В Евангелии сказано: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали и с тобой.

          - Спасибо вам за беседу.

Автор: Марина ПОПОВА, "Владивосток"