История не бывает черно-белой
На семинаре, который Совет Европы совместно с Министерством образования России проводили во Владивостоке и в котором участвовали ученые, эксперты европейских стран, Японии, представители издательств учебной литературы, а также учителя истории Приморья, представители академической науки ДВО РАН, преподаватели вузов, рассматривались важнейшие вопросы: каким должно быть содержание этого предмета, цель которого – воспитание нравственности и гражданских чувств, и вообще – воспитание человека будущего. И каким должен быть ученик, поскольку современный, яркий дизайн школьной книги, бесспорно, должен помогать в восприятии знаний, а не отвращать от школьного предмета, одного из самых важных.
На вопросы корреспондента “В” отвечает руководитель программы реформирования преподавания истории и подготовки новых учебников по истории Совета Европы Татьяна Минкина-Милко.
- Увы, так сложилось, что история в России в последние годы – один из самых изменчивых и конъюнктурных предметов в школе, это вам не физика, где все ясно и понятно. Разве можно что-то изменить сейчас и преподавать историю во всех странах действительно объективно? Тем более что зачастую вся наша история – это история войн.
- Это очень важный и сложный вопрос, и он требует некоторых уточнений. Дело в том, что, преподавая историю, мы имеем дело не просто с фактом, а с его интерпретацией. В предыдущий, советский период мы привыкли к тому, что на один вопрос в учебнике один ответ, одна интерпретация и одна точка зрения. Сейчас мы стараемся в своей работе это преодолеть, показав, что история – это очень сложная область знаний, где не может быть одного вопроса, одного ответа и одной точки зрения. Практически каждый факт, особенно события, связанные с войнами, территориальными проблемами, имеют, как и любой конфликт, минимум две стороны и точки зрения, а то и больше. Поэтому один из основных принципов преподавания современной истории в школе, будь то Европа, Россия или Япония, – принцип ознакомления учеников с различными точками зрения на одно и то же событие. Во-первых, это надо, чтобы школьник понимал: историю нельзя упрощать. А во-вторых, пусть ученики учатся думать сами, анализировать, формировать свое отношение к тому или иному факту, пусть работают с дополнительным материалом.
Теперь что касается войн. Конечно, войны и конфликты занимают большое место в истории. Но как раз Совет Европы пытается на таких семинарах и дискуссиях высказать мысль: мы бы хотели видеть школьную историю, преподаваемую в равновесии! Да, войны, да, политика, все это необходимо изучать во всей полноте и сложности, но это не вся история, и потому нужно наполнять учебники и уроки массой других фактов и сведений – из области культуры, социальной жизни, торговли, быта, повседневной жизни, традиций, чаяний людей разных эпох, и тогда история предстанет в объеме, она будет воспитывать позитивную личность. Очень важно, даже рассказывая ученикам о войнах и о современных конфликтах, не создавать образа врага. Особенно в отношении соседних государств. Не зря лучшие силы в цивилизованном мире настаивают сейчас: надо искать мирные решения любых конфликтов! Именно такую позицию нужно воспитывать и в человеке будущего. Молодое поколение должно понимать, что бывают сложные ситуации, но из каждой, приложив все усилия, надо искать мирный путь, а не решать его силой.
Здесь, на семинаре, широко обсуждается и вопрос преподавания региональной истории – истории своего города, края, а также истории соседних стран, и от того, как все это будет подано, тоже многое зависит в будущем.
- Хорошо, но неужели многоуважаемые японцы, историю и культуру которых так интересно изучать, смогут признать себя неправыми, например, во второй мировой войне, в том, что правительство тогда вело неправедную, агрессивную политику?
- Конечно, для этого надо иметь и мужество, и силу духа. А еще – определенную временную дистанцию, чтобы более спокойно смотреть на исторические события. Вот пример Германии: в учебниках по истории здесь дана очень объективная оценка эпохи Гитлера, эпохи, связанной с развязыванием второй мировой войны. В Германии сейчас очень много говорят о холокосте, о жертвах в результате массового истребления народов эпохи нацизма. Так что там идет очень четкая расстановка новых оценок. И в других странах будет то же самое, это вопрос времени.
То же самое и в российских учебниках, где даны уже объективные оценки, например, сталинской эпохи. Но вот что важно в истории: не надо только негативных оценок и фактов, любая историческая эпоха не состоит только из черных или белых красок, все сложно сплетено! И в разговоре о том или ином времени надо соблюсти баланс. Та же сталинская эпоха – там все было, и плохое, и хорошее, и трагическое, и героическое, а уж быт, жизнь, культура того времени тоже требуют объективного изучения. Быть может, тогда удастся избежать того, что вчера факты были белыми, сегодня они стали черными, а завтра опять белыми. История не терпит экстремальных, суетных оценок. Они должны быть несколько отстраненными и конечно же профессионально глубокими.
- Подобного рода семинары прошли во многих городах России. Что наиболее ценного вы собрали в ходе их проведения?
- Да, семинары прошли уже в Архангельске, Петрозаводске, Великом Новгороде, Москве и Петербурге, на Урале, в Хабаровске, теперь вот во Владивостоке. Безусловно, нам важно выработать общие принципы и подходы к преподаванию истории, для того они и проводятся. Но не менее важно, чтобы специалисты по образованию – и российские, и европейские, – познакомившись, начали обмениваться своими знаниями и опытом на регулярной основе, обсуждать сходные проблемы. Потому что Россия обладает огромным опытом именно в области образования. Образование в России – одна из самых больших и непреходящих ценностей во все времена и независимо от политических режимов. Без преувеличения, в России всегда был культ образования. И теперь, когда Россия открывает этот свой опыт для Европы, все мои коллеги из Западной Европы в один голос говорят: из поездок по России они увозят больше идей, свежих мыслей, чем привезли!
Беда в другом: у самих российских учителей немного профессиональных связей друг с другом, еще меньше – информации о том, что делается в области образования за рубежом. До сих пор нет и общеевропейского журнала, который бы собирал и публиковал опыт всех европейских стран.
Это не значит, что все учителя должны одинаково преподавать свой предмет – нет. Всегда будут разные факты, разные интерпретации, разные системы образования. Но очень важно, чтобы эти разные системы объединяло одно – гуманистический принцип подхода к истории, приоритет общечеловеческих ценностей. Быть может, тогда будущая история будет не такой кровавой?
Автор: Марина ИВЛЕВА, "Владивосток"