Поселок Угловое - ровесник Владивостока?..
Скорый поезд, словно выпущенный из пушки снаряд, стремительно вылетает из каменного жерла туннеля, пронзает горные теснины Кипарисовского хребта и наконец спокойно выкатывается на широкие просторы. Вдали за гладью залива уже видны пригороды столицы Приморья. Впереди последний населенный пункт на пути к ним – поселок Угловое.
Скорый поезд, словно выпущенный из пушки снаряд, стремительно вылетает из каменного жерла туннеля, пронзает горные теснины Кипарисовского хребта и наконец спокойно выкатывается на широкие просторы. Вдали за гладью залива уже видны пригороды столицы Приморья. Впереди последний населенный пункт на пути к ним – поселок Угловое.
В этом году собираются отмечать его 110-летие.
Но, как выяснилось, поселок на 31 год старше – он ровесник Владивостока.
Угловое имеет богатую историю. Военный пост был здесь организован в том же году, что и Владивосток. И также командой Восточно-Сибирского линейного батальона.
Об этом факте можно узнать, прочитав учебник “История российского Приморья”. Новый пост охранял и обслуживал единственный сухопутный путь сообщения, связывавший только что образованный Владивосток с казачьими станицами на реке Уссури. Путь этот представлял собой узкую и извилистую манзовскую тропу, слегка приспособленную солдатами для передвижения по ней вьючных лошадей. Пользоваться им можно было только в летнее время. Зимой сообщение шло по льду Амурского залива и впадающих в него рек.
Осенью 1868 г. по тропе прошел знаменитый исследователь
Н. Пржевальский, позже упомянувший о посте Угловое в своей книге “Путешествие по Уссурийскому краю”. Владивосток к тому времени уже вырос из “детских штанишек” военного поста, он на глазах превращался в главный центр русского присутствия на берегах Японского моря. Возникла острая необходимость в более надежной и регулярной связи его с российскими владениями на Амуре и Уссури.
Уже в следующем, 1869 году начинается реорганизация почтового сообщения на юге Приморского края, которая, конечно, напрямую коснулась и Угловского поста.
С этого момента он получает статус почтовой станции. Перевозка людей и корреспонденции теперь производится только хозяйственным способом, то есть за отдельную плату. Деньги передавались в полное распоряжение нижних чинов поста. Правда, лошади и имущество при этом оставались казенными и содержались на средства военного ведомства края.
Следующим этапом реформы в феврале 1871 года стала продажа почтовых станций вместе с их имуществом частным “почтовосодержателям”, которые теперь сами могли нанимать служащих. История сохранила имя одного из содержателей Угловской почтовой станции. С 1876-го по 1879 год им был отставной горнист, мещанин Владивостока и торговец 2-й гильдии Перевалов. Он же по совместительству содержал еще две ближайшие станции: Владивостокскую и Раздольную. Одновременно с этими преобразованиями в том же году начинаются работы по строительству колесного тракта Камень-Рыболов – Владивосток.
Завершение строительства тракта в 1883 году стало важным рубежом в истории Углового. Осенью того же года станция была закрыта, а взамен образованы две новые: Подгородняя (теперь Океанская) и Тигровая (недалеко от нынешней Надеждинской).
Так завершился первый - постовой этап существования поселка и начался новый, сельский.
С этим последним, к сожалению, тоже далеко не все ясно. Официально решение об образовании селения Углового было принято, безусловно, в 1891 году. Однако имеющийся во владивостокских архивах “Список всех крестьянских селений Приморской области”, составленный в 1921 году, датой его основания называет 1883 год.
Косвенное подтверждение последнему можно найти в одном из томов капитального труда секретаря приморского статистического комитета А. Меньшикова о старожилах-стодесятниках: “… Поселившиеся до 1891 года пять семей в Угловом,- сообщает автор, - вскоре ушли неизвестно куда”. Впрочем, население поселка быстро росло. Уже через год, весной 1892, когда селению был отведен участок земли, под постановлением деревенского схода поставили свои подписи главы 12 разных семей. При этом в самом акте упоминаются 19 приписанных к Угловому крестьян.
В дальнейшем маленькая деревушка превратилась в довольно большое село, которое позднее поделилось своим названием с возникшей поблизости железнодорожной станцией. В 1943 году уже в ранге рабочего поселка Угловое вошло в состав Артема, где и числится до настоящего времени.
Автор: Юрий ТАРАСОВ, историк, специально для "В"