В списках не значился...

... или Сказ о том, как журналист “В” хотел проголосовать, но его пытались лишить избирательного права.

29 май 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №982 от 29 май 2001

 ... или Сказ о том, как журналист “В” хотел проголосовать, но его пытались лишить избирательного права.

18 лет мне исполнилось давно, осужденным или недееспособным не являюсь. Стало быть, имею полное право избирать и быть избранным. Однако право, закрепленное Конституцией нашего демократического государства, вовсе не является гарантией свободного волеизъявления. В чем и смог с горечью убедиться автор этих строк. Итак, рассказ с двумя отступлениями и эпилогом о желании рядового избирателя 27 мая проголосовать и чем закончились эти попытки.

          С коммунистических времен у меня осталась привычка воспринимать любые выборы как праздник. Не стало исключением и минувшее воскресенье. Избирательный участок № 330, расположенный в средней школе № 76, виден из окна моего дома. Собираясь выйти из квартиры, я наблюдал, как вереница людей спешит отдать свой голос тому или иному кандидату в губернаторы, а может, и отказать в доверии всей чертовой дюжине. К тому же по нашему 8-му территориальному избирательному округу Владивостока проводились выборы депутата городской думы. С радостным предвкушением, что мой голос окажется решающим в выборах губернатора Приморья и очередного депутата думы Владивостока, отправился в 10 часов утра на свой избирательный участок.

          За столиком с табличкой “Проспект “Красного знамени”, 107” сидела миловидная девушка. Называю номер квартиры. Она просматривает список, останавливается напротив указанного номера. И вот здесь меня поджидало глубокое разочарование. Жильцами моей квартиры значились другие люди.

          Первое отступление (на позиции, выбранные ровно год назад). В апреле прошлого года я с семьей вселился на законных основаниях в это жилье. А через несколько дней, в мае 2000 года, официально прописался у паспортиста своего ЖЭУ.

          Видимо, сотрудникам жилищно-эксплуатационного участка не хватило одного года и 15 дней для внесения изменений в список жильцов.

          В таких случаях берется общегражданский паспорт с пропиской, вносится нужное изменение в избирательный список, в случае необходимости членами участковой избирательной комиссии составляется протокол. Все бы ничего, но паспорт у меня в этот момент отсутствовал. В первую неделю мая текущего года я его сдал через паспортистов ЖЭУ на обмен вместе с заполненными бланками и фотографиями. Получать новый документ в паспортно-визовой службе Первореченского РОВД мне надлежало лишь после 28 мая. Поэтому мне – гражданину РФ и жителю Владивостока только на словах - пришлось предъявить членам избирательной комиссии другой документ, удостоверяющий мою личность. К сожалению, данных о прописке в этом удостоверении не было.

          Второе отступление (контрнаступление). Решиться на обмен паспорта меня заставила недавняя командировка в Таджикистан. В апреле прилетел в Душанбе с “краснокожей паспортиной”, полученной еще в период существования СССР в далеком 1977 году. А вот обратно вылететь в Россию (то есть купить билет в авиакассах и в аэропорту пройти миграционный контроль) можно было либо гражданину РФ, либо гражданину Республики Таджикистан, либо другого иностранного государства. Как вы понимаете, Советского Союза и советского гражданства не существует. И потому пришлось обратиться за помощью в посольство РФ в Душанбе. Сотрудники консульского отдела с первых же слов вникли в ситуацию и за одну (!) минуту оформили мне за тридевять земель российское гражданство с заполнением всех своих бумаг и штампом в старом паспорте.

          В родном Владивостоке все оказалось сложнее. Председателю участковой комиссии пришлось по телефону связаться с территориальной комиссией. Изложенные факты работали против меня. А потому Евгению Михайловичу Г. после согласования с вышестоящей комиссией пришлось отказать мне в праве получения и заполнения бюллетеней. Зато он не отказал в просьбе составить акт.

          С одним экземпляром с печатью УИК и подписями председателя и секретаря участковой комиссии выехал в Первореченский районный суд. В связи с выборами его судьи в этот день работали до 20.00. После обеда написал жалобу на действия участковой и территориальной комиссий. Дело приняла к рассмотрению судья Виктория Мертикова. И не стала откладывать его в долгий ящик. Слушание назначила на 17.30. Выписала повестки для сотрудников участковой и территориальной комиссий. Которые я и взялся развезти для быстроты – уж больно хотелось успеть до закрытия избирательных участков. Виктория Александровна тем временем отправила запрос в отдел внутренних дел Первореченского района. К 18.00 оттуда пришел ответ за подписью начальника РОВД Виктора Двуреченского, что я действительно прописан с 12 мая 2000 года по указанному адресу. А вот информацию об обмене паспорта проверить не удалось, поскольку весь личный состав паспортно-визовой службы задействован на обеспечении охраны общественного порядка на избирательных участках.

          Таким образом, стало ясно, что я не являюсь самозванцем. И на законных основаниях горю желанием выполнить свой конституционный долг. О чем судья Виктория Мертикова известила территориальную и участковую комиссии. Пользуясь случаем, выражаю признательность работникам суда и РОВД Первореченского района за профессиональное и оперативное выполнение своих обязанностей.

          Эпилог. В третий раз я переступил порог избирательного участка № 330 за 20 минут до окончания выборов. Члены комиссии встречали меня как старого знакомого, они все переживали за меня. Возможно, со спортивным азартом следили, удастся ли мне, такому настырному, получить бюллетени. Удалось, с чем они меня и поздравили. А я, проставляя галочки в бюллетенях, высокопарно думал: “Восторжествовала справедливость, ведь Конституцию обновленной России еще никто не отменял”.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"