Малая экономика в зеркале статистики

Органы государственной статистики активно взялись за изучение малых предприятий. В крае завершился второй, заключительный этап их обследования.

16 май 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №975 от 16 май 2001

Органы государственной статистики активно взялись за изучение малых предприятий. В крае завершился второй, заключительный этап их обследования.

Чем вызван этот интерес к малому бизнесу, что выявили собранные сведения и вообще что собой представляет в зеркале статистики малая экономика Приморья? На эти и другие вопросы по просьбе корреспондента “В” отвечает председатель краевого комитета государственной статистики Евгения Гусева:

          - Прежде всего хочу заметить, что малый бизнес представляет собой самый быстрорастущий сектор экономики.

          Задумаемся над такими цифрами. По сравнению с 1994 годом, когда проводился аналогичный анализ, численность малых предприятий, только попавших в статистические сводки, увеличилась почти на 40 процентов. Установлено, что наиболее привлекательным видом деятельности является розничная и оптовая торговля, которая составляет соответственно 15 и 27 процентов от общей численности действующих в крае предприятий. В сфере производства действуют 14 процентов предприятий, из них 9 процентов заняты лесозаготовками, 25 – выпуском продуктов питания, в том числе 10 процентов – производством морепродуктов, 11 задействованы в строительстве.

          С другой стороны, заметно повысился удельный вес этого сектора экономики. На долю малых предприятий, действующих в сфере промышленного производства, приходится около 10 процентов общекраевого объема продукции, а по отдельным видам этот показатель еще выше. Например, 74 процента составляет выпуск мороженого, 49 - колбасных изделий, 44 - мясных полуфабрикатов, до 40 - хлеба и хлебобулочных изделий. Оборот розничной торговли малых предприятий в общекраевом превышает 12 процентов, а с учетом индивидуальных предпринимателей, которые пока не подлежат охвату органами статистики, но которые также относятся к субъектам малого бизнеса, эта величина превышает 40 процентов. И это, заметьте, при том, что на долю малых предприятий приходится всего 2 процента от всех инвестиций, направляемых в экономику края.

          - В прежние годы вы ограничивались выборочным обследованием, сейчас решили провести сплошное. Чем это вызвано?

          - Приморский малый бизнес развивается быстрыми темпами и все больше вовлекается в важнейшие сферы экономики, ранее характерные только для крупных и средних производств, например, добычи угля, драгоценных металлов, производства нерудных строительных материалов, пиломатериалов, вывозки древесины и т.п. Второй причиной проведения сплошного обследования является необходимость уточнения совокупности фактически действующих малых предприятий и осуществления ими всех видов деятельности.

          Наконец, нынешняя статистическая кампания вызвана еще и тем обстоятельством, что последнее сплошное обследование проводилось в 1994 году. Очевидно, что те данные устарели и не могут адекватно отражать ситуацию в сегодняшнем малом бизнесе.

          - Евгения Григорьевна, в какой степени собранные сведения отражают реальную ситуацию в малом предпринимательстве? Согласитесь, что в наше не очень спокойное и достаточно рисковое для бизнеса время предприниматель вряд ли заинтересован в откровенности.

          - Должна заметить, что руководители малых предприятий за небольшим исключением охотно шли на контакт. Потому что нами были приняты все необходимые меры для соблюдения конфиденциальности получаемых сведений. В частности, мы гарантируем, что информация по каждому отдельно взятому предприятию не будет выдаваться никому. По тем отраслям, в которых насчитывается три и менее предприятий, данные не публикуются отдельно, а чтобы их не могли вычислить, они включаются в более крупные отрасли.

          - Картина малого бизнеса получена, что дальше?

          - Все данные мы направим в Москву, предоставим краевым властям. В целом хочу сказать, что результаты обследования помогли определить общее число “живых” малых предприятий, их географию, долю в общем объеме производства, уточнить показатели, характеризующие демографическую ситуацию. Они также позволяют проанализировать ситуацию в разных отраслях и регионах и составить на этой основе прогнозы по развитию малого бизнеса на ближайший период. Теперь, руководствуясь статистическими выкладками, можно определить сферы, наиболее привлекательные для инвестиций, а также обеспечить снижение риска для предпринимателей при вложении средств.