Сердце снова бьется!

Во Владивостоке научились делать сложнейшие операции - аортокоронарное шунтирование... Две недели в хирургическом корпусе краевой больницы английская речь звучала наравне с русской: здесь вместе с нашими медиками работали 18 американских специалистов. А сегодня они улетают домой в Калифорнию и в эти минуты говорят до свидания своим коллегам, вместе с которыми сделали операции на сердце 13 пациентам.

15 май 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №974 от 15 май 2001

Во Владивостоке научились делать сложнейшие операции - аортокоронарное шунтирование... Две недели в хирургическом корпусе краевой больницы английская речь звучала наравне с русской: здесь вместе с нашими медиками работали 18 американских специалистов. А сегодня они улетают домой в Калифорнию и в эти минуты говорят до свидания своим коллегам, вместе с которыми сделали операции на сердце 13 пациентам.

Кстати, те, кого прооперировали первыми, уже отправились по домам. А с одним из последних этих пациентов корреспонденты “В” разговаривали вчера.

          Он шел с нами по длинному больничному коридору и говорил, что ему до сих пор не верится – идет и не задыхается, ведь до операции он через каждые пять метров вынужден был “устраивать привал”. А нам не верилось, что это тот самый человек, чье сердце мы видели в четверг в разверстой грудной клетке. Оно не билось.

          За него в операционной работал АИК – аппарат искусственного кровообращения. А сердце больного кардиохирурги остановили, обложили льдом и вшили туда взамен напрочь пораженных, негодных сосудов другие, взятые из вен ноги.

          Такого во Владивостоке не видел еще ни один журналист, и наша редакция безмерно благодарна главному врачу Юрию Селютину, разрешившему корреспондентам “В” присутствовать на операции. Зрелище, конечно, не для слабонервных, и в то же время удивительно интересно наблюдать за слаженной работой Джеймса Макмиллана, Джо Нила, Виктора Раповки, Андрея Павлова и других “ювелиров” хирургии. К слову, Виктор Григорьевич и Андрей Васильевич, квалифицированные специалисты, попрощавшись сегодня с коллегами из США, в будущем способны делать подобные операции уже самостоятельно, со своими ассистентами.

          Крайбольница к этому готовится. Ведь сотрудничеству приморских медиков с американскими уже четыре года. Департамент здравоохранения администрации края и главврач Юрий Селютин стали организаторами уникального совместного проекта, нашли в Калифорнии партнеров, посылали туда наших врачей учиться, осваивать медицинские высокие технологии, принимали у себя американцев, раздобывали за счет краевого бюджета ангиограф и прочие необходимые приборы. Уточним, что за это время возглавляемый Грэмом Пирсом медицинский фонд города Модесто в качестве гуманитарной помощи передал больнице оборудования почти на миллион долларов – а те аппараты, которых еще недоставало, Грэм и его команда привезли нынче с собой и подарили.

          В реализации проекта участвовали, как говорится, с обеих сторон несколько десятков человек, а отличными координаторами и вдохновителями всего дела показали себя главный врач владивостокской “Скорой помощи” Владимир Кузнецов, заведующие отделениями крайбольницы Геннадий Шергин и Григорий Смирнов.

          Так что отныне “сердечникам” из Приморья для операций не надо будет, как раньше, собираться в далекий путь – в Новосибирск или Москву.

          А помните, как несколько лет назад вся страна следила за сообщениями о болезни президента Ельцина и аортокоронарном шунтировании под руководством знаменитого американского хирурга Майкла Дебейки? Заметим, что такие операции в мире осуществляют уже больше двадцати лет. У нас в стране упомянутые высокие технологии внедряются, увы, медленно: сначала лишь Москва, Новосибирск, теперь вот Владивосток. Дело это чрезвычайно затратное, поскольку требует не только углубленного обучения кардиохирургов, анестезиологов, медсестер, но и специального оборудования клиник, дорогих препаратов для предоперационной подготовки больных.

          - В Америке за такую операцию в муниципальной, государственной больнице пациент платит около 15 тысяч долларов, - рассказал корреспондентам “В” Уильям Гаде, медик из улетающей сегодня в Калифорнию группы Грэма Пирса, - а в частной – 50, а то и 70 тысяч долларов.

          В нашей краевой больнице дорогостоящие операции сделаны за счет бюджетных средств, с помощью привезенных коллегами из США аппаратов и расходных материалов. За аортокоронарное шунтирование первые 13 пациентов не заплатили ни копейки. Добавим, что прооперированные – отнюдь не президенты. Это больные из разных районов Приморья, из глубинки. В журналах “История болезни” в графе “профессия” читаем: водитель, сантехник, тракторист…...

          - Отбор на операцию шел исключительно по медицинским показаниям, - говорит главный кардиолог края Елена Хлудеева. – Пациентов взяли не по знакомству, не “по блату”, не из числа богатых, влиятельных персон. Все эти люди без хирургического вмешательства были обречены, они угасали, им оставалось жить совсем недолго.

          Их спасли. И теперь могут спасти еще многих, кто сейчас из-за пораженных сосудов сердца не в состоянии пройти десяток метров без боли и одышки. Но развитие этого уникального проекта врачей краевой больницы, столь блистательно начатого в сотрудничестве с американскими медиками, возможно только при соответствующем финансировании. Если будет оно из бюджета стопроцентным, то больным вообще не придется платить за высокотехнологичное продление их жизни. Ну а коль окажется финансирование неполным, не исключена возможность частичной компенсации расходов самим пациентом.

          Ясно, что у следующих больных водителей, сантехников и трактористов, которым как воздух нужна такая операция, ни 50, ни даже 15 тысяч долларов на нее нет. А жить им хочется.

Автор: Светлана ЖУКОВА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"