Тайная вечеря в Спасске

Заместитель главы администрации президента Владислав Сурков объявил лозунги “нового политического хай-тека”: “Губернатор Апанасенко – поддержка президента”

11 май 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №973 от 11 май 2001

Заместитель главы администрации президента Владислав Сурков объявил лозунги “нового политического хай-тека”: “Губернатор Апанасенко – поддержка президента”

За две недели до выборов губернатора мелодический рисунок событий в политической жизни все более и более напоминает песню с до боли знакомыми словами “…чтобы с боем взять Приморье”, чей-то неправильный оплот. Даже сценарий песенный – “Штурмовые ночи Спасска, волочаевские дни…”.

          “Волочаевские дни” – это, видимо, уже непосредственно 27 мая, а штурм в Спасске уже состоялся. С высадкой десанта.

Десант

          5 мая в Приморье главной политической новостью стало прибытие делегации центра во главе с заместителем главы администрации Владиславом Сурковым. Главной, но не явной. Об этом визите как таковом СМИ стали сообщать только через двое суток, когда виновник торжества уже покинул Приморье. НТВ, не замечаемое в особых симпатиях к Приморскому краю, назвало это событие “тайным десантом делегации силовиков из руководства МВД и ФСБ под предводительством Владислава Суркова”.

          Официально объявленная тема визита – подготовка к посевной (и когда это вдруг ФСБ с МВД стали пахать и сеять?!) – потребовала проведения совещания глав муниципальных образований, присутствия на нем полномочного представителя президента Константина Пуликовского и сбора всех действующих лиц в Спасске.

          Совещание для прессы было закрыто, однако возвратившиеся затем во Владивосток отдельные его участники с места в карьер бросились к микрофонам прямого эфира местных телерадиостанций и сообщили, что посевная имелась в виду совсем другая: представители центра открыто заявили о том, что местные руководители должны “обеспечить Геннадию Апанасенко победу на губернаторских выборах”.

          Владислав Сурков, уже давно котирующийся в высших политических эшелонах как успешный политический лоббист, особо не церемонился, обмена лишними мнениями не устраивал, а заявил, что в “федеральных интересах” продвижение на пост губернатора именно Геннадия Апанасенко, а не какого-либо другого кандидата. Не-Апанасенко – будет плохо.

          То обстоятельство, что сам факт подобных заявлений – нарушение, гостей “мозгового штурма в Спасске” не смущало ни на йоту.

Протест

          Между тем группа депутатов Приморского края намерена сегодня провести внеочередное заседание краевого парламента с тем, чтобы принять обращение к президенту с протестом против таких форм предвыборной борьбы. Отдельным пунктом в повестку внеочередного сбора думы может быть внесен вопрос “Об исполняющем обязанности губернатора Приморского края”. Группа депутатов Приморской краевой думы намерена рассмотреть вопрос о вотуме недоверия Константину Толстошеину, который с понедельника официально приступил к исполнению обязанностей губернатора Приморья. В частности, Сергей Жеков считает, что скоропостижное возвращение Толстошеина в кресло

          и. о. инициировано полпредом Пуликовским, который намерен таким способом лишить находящегося ныне в предвыборном отпуске экс-и.о. Дубинина возможности пользоваться административным ресурсом. Собственно, это прямо подтвердил Толстошеин, заявив, что “администрация края больше не будет предвыборным штабом Дубинина”. Иное мнение в аппарате полпредства: Константин Пуликовский узнал о решении суда только во Владивостоке.

          Однако с точностью до 100 процентов можно утверждать, что эта акция думцев вряд ли состоится, уж слишком долго они раскачивались, а за это время талантливые политтехнологи уже успели “поработать” с депутатским корпусом. Минимум, что сегодня произойдет, так это отсутствие кворума: холодная нынче весна в Приморье, простуды, знаете ли… А кто-то в командировке, руководит посевной на местах…

Штабисты

          Вместе с тем логика событий такова, что методы дубининской кампании, подвергшиеся административно-юридической атаке, в полной мере используются в кампании “за Апанасенко”. Опасаясь, что приморцы, не зная толком первого заместителя полпреда, предпочтут его более знакомым персонажам приморского политического батального полотна, администрация президента и бросила в бой “главные калибры”: Суркова и фактически самого Путина. На следующий день после отъезда Суркова из Приморья на всех дорогах края появились громадные плакаты: “Выбор приморцев губернатор Апанасенко поддержка президента” (приводим этот текст без знаков препинания, поскольку таковые на плакатах отсутствуют). Вот только сам президент пока ничего не говорил о том, что входит в чей-то предвыборный штаб.

Манипулятор

          Весьма примечательна фигура самого Владислава Суркова, мало известного простому приморскому обывателю. Вот как пишут его портрет московские издания (все нижеследующее – цитаты): “Владислав Сурков за время операции по приведению Путина к власти сделал головокружительную карьеру. Сначала авторитет Суркова резко подскочил из-за двух победоносных избирательных кампаний (думской и президентской), во время которых ему удалось блестяще “отстроить” регионы и виртуозно распределить предвыборные средства. Владислав Юрьевич Сурков родился в 1964 г. в Москве. Сведения о раннем периоде его биографии весьма скудны. Известно лишь, что он успел поработать токарем, одно время был безработным, затем подвизался в роли руководителя самодеятельного театра. Тратить годы на “правильное обучение” в вузе Сурков не стал. Свою незаурядную карьеру Сурков начинал в одном из наплодившихся в перестроечные годы кооперативов. Его тогдашняя должность функционально адекватна нынешней: администратор по связям с заказчиками, то есть специалист по уговариванию, уламыванию и переламыванию чужих мнений. Затем Сурков потрудился на благо банков “МЕНАТЕП” и “Альфа-банк”. С марта 1997-го по январь 1998 г. он был заместителем председателя совета ОАО “Альфа-банк”. По-настоящему же кукловодческие таланты Суркова раскрылись в начале 2000 г. в работе с новоизбранным депутатским корпусом. Оперативно выдрессированную и надлежащим образом выстроенную Госдуму затем использовали для наката на верхнюю палату, в ходе которого был утвержден пакет законов об укреплении вертикали власти. Все, кому довелось иметь дело с могущественным заместителем главы администрации президента, отмечают его неизменную четкость и обязательность в делах (в отличие от безалаберности, присущей весьма многим деятелям отечественной политики и бизнеса): “если Слава дает слово, то это железно”. В то же время при всем своем искусстве политического манипулятора Сурков - лишь ответственный исполнитель решений вышестоящего руководства”.

И все-таки о демократии

          Итак, очевидно, что Приморье - снова объект политического эксперимента. Теперь - и снова впервые в стране - отрабатывается механизм фактического назначения руководителя субъекта федерации и превращения выборной процедуры в формальность, не требующей ни внимания, ни уважения.

          Впрочем, сам Владислав Юрьевич этого никогда и не скрывал. Вот его собственные слова, дословно приведенные журналом “Итоги”: “Ну, вот, например, у нас были такие разговоры насчет губернаторов: а почему бы нам просто не начать их назначать. Только вот мы подумали немножко, буквально несколько дней, и стало очевидно - нельзя этого делать. Сама демократия - она представляет собою явление, на мой взгляд, ценное для России. И она сама тоже определяет, какие технологии можно применять для реализации своих намерений. Ведь чем хороша тирания? Тем, что она предлагает простые решения. А в демократическом обществе, чтобы переиграть что-то сложное и мощное, нужны ум и длительные, последовательные усилия... Тут нужен такой, видимо, “политический хай-тек”, чтобы переигрывать противника и на полях электоральных сражений, и на полях конституционных. Нам заданы сейчас высокие технологии демократии. И возвращение к низкой технологии тирании, к примитиву, я считаю недопустимым”.

          Похоже, комментарии излишни…

Автор: Владимир РОЗАНОВ, "Владивосток"