Cледствием установлено
38 лет назад указом Президиума Верховного Совета СССР было представлено право производства предварительного следствия органам внутренних дел. Ранее эти функции выполнялись только органами прокуратуры и комитета государственной безопасности.
38 лет назад указом Президиума Верховного Совета СССР было представлено право производства предварительного следствия органам внутренних дел. Ранее эти функции выполнялись только органами прокуратуры и комитета государственной безопасности.
С представлением такого права милиция стала полноправным и полновесным органом, осуществляющим правоохранительную деятельность. Надо отметить, что такое решение выдержало проверку временем. На сегодняшний день более 90% всех дел, в которых предварительное следствие обязательно, ведутся именно следователями органов внутренних дел.
Так, только за три месяца текущего года в производстве следователей органов внутренних дел находилось более 15,5 тысячи уголовных дел.
За предыдущий год этими подразделениями расследовалось более 46 тысяч дел.
О работе органов предварительного следствия при УВД Приморья корреспонденту “В” рассказал заместитель начальника УВД – начальник следственного управления полковник юстиции Петр Сляднев:
- За три месяца этого года в крае зарегистрировано более 11 тысяч преступлений по линии криминальной милиции, это 16-е место по регистрации среди всех субъектов Российской Федерации. Что касается раскрываемости, то она составила 65,3%, это выше аналогичного периода на 1,8%. Было окончено производство почти по 5 тысячам уголовных дел. 86,5% из них направлены в суд.
- А как сейчас обстоит вопрос с кадрами? Кто работает в следственных подразделениях, какой уровень их подготовки?
- На сегодняшний день в органах предварительного следствия при УВД Приморского края работает более 1 тысячи сотрудников. Более 79,0% следователей имеют высшее образование, из них более 44,0% имеют высшее юридическое образование. Остальные имеют среднее юридическое образование и продолжают обучаться в высших учебных заведениях. Сегодня основное пополнение работников происходит за счет выпускников юридических вузов системы МВД. К сожалению, значительно труднее этот вопрос решается в сельской местности. Это связано с отсутствием возможности предоставить молодым специалистам жилье, так как оно попросту сегодня не строится. Здесь мы вынуждены брать на службу лиц, имеющих и другое высшее образование, но имеющих достаточный жизненный опыт.
А что касается Владивостока, то здесь следствие полностью укомплектовано настоящими специалистами, окончившими наш вуз.
Если говорить о возрасте, то сейчас у 59% сотрудников он не превышает 30 лет. То есть можно смело сказать, что работают у нас достаточно молодые специалисты.
- Какое количество уголовных дел в среднем находится в производстве одного следователя?
- Если исходить из всей штатной численности, то ежемесячно в производстве одного следователя находится более 14 уголовных дел, но с учетом того, что часть следователей ежемесячно находится в очередных отпусках, на учебе, болеют и так далее, фактическая нагрузка составляет 25-30 уголовных дел. В ряде подразделений этот показатель превышает 50 уголовных дел.
- Какие преступления наиболее сложные по их раскрытию на сегодняшний день?
- Как ни странно, но это преступления, отнесенные к имущественному блоку. Это кражи чужой собственности и особенно автотранспорта. Раскрываемость этих видов желает быть лучшей, так как за этим стоит не только моральный, но и еще значительный материальный ущерб. Сложно раскрывать разбойные нападения, сопряженные с проникновением в жилище, так как они совершаются организованными преступными группами. А если говорить честно, то любое преступление, совершенное в условиях неочевидности, требует серьезной, многодневной работы как следователей, так и других сотрудников органов внутренних дел, и в первую очередь уголовного розыска.
- А как сегодня выглядит работа с такими участниками процесса, как свидетели и потерпевшие?
- Я предвидел этот вопрос. Из средств массовой информации граждане видят, что сегодня законодателем уделяется значительное внимание защите прав и интересов подозреваемых и обвиняемых.
Это и расширение прав защиты в следственных действиях, и право не свидетельствовать против себя и близких родственников, и многое другое. Но, к сожалению, на сегодняшний день второй, основной участник процесса, – потерпевший оказался в прежнем, менее защищенном положении. Существующие меры, на мой взгляд, не могут защитить его интересы в полном объеме.
Особенно это касается организованных форм преступности. Как правило, на свободе остаются лица, приближенные к подозреваемому или обвиняемому, и они способны оказывать влияние и на потерпевших, и на свидетелей. Здесь применяются все недозволенные методы, которые заставляют потерпевших и свидетелей и скрываться, и менять показания.
У нас есть право защищать и охранять потерпевшего, но этот механизм на сегодня отработан не до конца.
Есть еще один момент. К примеру, совершена кража. Лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, нами устанавливается, но к моменту его задержания им уже сбыто похищенное. Суд назначает виновному наказание, и он отправляется его отбывать в местах лишения свободы. Но сегодня в местах отбывания наказания что-либо заработать, чтобы возместить причиненный материальный ущерб, особенно в крупном размере, достаточно сложно – эта процедура возмещения ущерба затягивается на много лет. И опять потерпевший остается незащищенным, на этот раз материально. В данном случае, я считаю, это возмещение ущерба потерпевшему должно брать на себя государство, а затем взыскивать его с виновного лица.
Так же обстоят дела и со свидетелями. На сегодня многие не хотят ими быть. Граждане боятся “идти в процесс” из-за сложности существующих на данный момент правил его ведения – участие во многих следственных действиях, в том числе оказывающих на них серьезное психологическое влияние, как на предварительном следствии, так и в ходе судебного разбирательства. Многие серьезно опасаются психического, а порою и физического воздействия со стороны обвиняемых или связанных с ними лиц. Нельзя на это закрывать глаза.
- А что может повлиять на отношение граждан к следствию?
- Прежде всего само общество. Чем быстрее в обществе право будет играть главенствующую роль, тем быстрее изменится отношение к правоохранительной системе, в том числе и следствию. Необходимо отметить, что в основной массе участников процесса потерпевшие и свидетели – это глубоко порядочные граждане нашего общества, и они, невзирая на все недостатки, с честью исполняют свой гражданский долг.
Я надеюсь, что мы все-таки вернемся к нашим взаимоотношениям, когда практически каждый гражданин считал своим гражданским долгом помочь следствию в установлении объективной истины по делу.
Автор: Федор ГУРКО, "Владивосток"