Приморский кризис: разговор на разных языках
Совершенно на разных языках говорили участники всероссийского совещания энергетиков страны по итогам прохождения осенне-зимнего максимума 2000/2001 и задачам отопительного сезона 2001/2002. Хотя и вели речь об одном и том же: тарифах на тепловую и электрическую энергию, топливной составляющей и стоимости доставки энергоносителей до генерирующих станций, финансовом планировании, текущей оплате и погашении долгов. Лишь в главном сходились во мнении производители (руководство РАО “ЕЭС России” во главе с председателем правления Анатолием Чубайсом, генеральные директора компаний) и потребители (полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Константин Пуликовский, представители местной власти) – без энергетики не выжить, а потому ее необходимо развивать.
Выбор места проведения столь значимого для России форума оказался не случайным. Не зря нынешней зимой пугали по всей стране непослушных детей замерзшим и погасшим Приморьем. Для РАО это самое уязвимое место. Поэтому Анатолий Борисович и привез во Владивосток всех своих подчиненных, мол, посмотрите и не вздумайте довести собственные компании до такого состояния.
Проморгали конец света
В своем выступлении непотопляемый Чубайс честно возложил всю вину за случившееся на свой холдинг. “Ряд энергосистем столкнулся с серьезными трудностями при прохождении осенне-зимнего максимума. Перебои с энергоснабжением испытывали жители Сахалина, Камчатки, а в Приморье разразился настоящий кризис”.
АО “Дальэнерго”, несмотря на нехватку финансовых средств, сумело накопить достаточные запасы мазута и обеспечить ритмичные поставки угля в объеме 14-16 тысяч тонн в сутки при ежедневном расходовании 13-15 тысяч. В результате “Дальэнерго” и “ЛуТЭК” производили 1160-1540 МВт, что вместе с перетоками 420-450 МВт закрывало потребности края. Провал произошел в новогодний период с 31 декабря по 2 января из-за отставания вскрышных работ и соответственно падения добычи до 10-12 тысяч тонн. Из-за морозов в Сибири и Якутии и там прекратилась отгрузка топлива для Приморья.
Вместе с перетоками край в январе получал 1450 МВт, а потребление возросло до рекордного уровня в 2040 МВт. Это население стало обогреваться с помощью электронагревательных приборов, поскольку муниципальные котельные не обеспечили людей нормальным теплом. Отключения света достигли 16-18 часов в сутки.
Во всем виноваты тарифы! (Версия московская)
Анатолий Борисович на совещании и пресс-конференции неустанно повторял, что “одной из причин кризиса энергоснабжения является то, что в течение нескольких лет энергетика края работает в условиях убыточных тарифов на электричество и тепло, которые не пересматривались из популистских политических соображений. В прошлом году из-за этого рентабельность “Дальэнерго” составила минус 12,46 процента. Убытки компании составили за 1998 г. – 172 миллиона рублей, 1999 г. – 469 миллионов, за 9 месяцев 2000 г. – 577 миллионов.
Тарифы будут повышаться, но не постепенно, как в других регионах, а сразу. Видимо, они возрастут в два раза. В среднем по Приморью до 1 рубля 5 копеек за 1 кВт/ч. Именно на этом настаивает правление РАО. А уже потом будут увеличиваться поквартально.
Журналист “В” спросил Анатолия Борисовича, повлияет ли на величину тарифов предполагаемое снижение издержек внутри энергосистем. На что Чубайс ответил, что да, повлияет. Не очень быстро будут подниматься. После разового двукратного увеличения.
Кроме того, РАО поставило перед своими предприятиями задачу добиться от всех потребителей оплаты текущих расходов и погашения имеющихся долгов. Неважно, кто должен – вооруженные силы, Федеральная служба безопасности или приемная администрации края. Не платишь – не получишь электричества. В противном случае это будет считаться воровством.
Во всем виноваты тарифы! (Версия хабаровская)
Константин Пуликовский не только подверг критике желание “ЕЭС России” и дальше поднимать цены на свою продукцию, но и ныне действующие тарифы. В этом он оказался солидарен с бывшим губернатором Приморья Евгением Наздратенко, который все эти годы старался их удержать.
Кризис в энергетике возник не этой зимой, но уже существует семь лет. Просто в минувшем январе регион придавило жесткими морозами под минус 50 градусов, которых не наблюдалось за последние сто лет.
Причиной является отсутствие государственного регулирования цен на топливо, которое неуклонно дорожает. Региону требуется в год только угля 60 миллионов тонн, из них 11 миллионов завозится с запада. Плюс к этому 4 миллиона тонн мазута. На транспортную составляющую приходится 53 процента. Поэтому раз за разом возникает дефицит топлива. В минувшую зиму большой энергетике не хватало 3 миллионов тонн угля и по линии министерства обороны дефицит составил 1 миллион тонн. Плюс перебои с поставками в системе жилищно-коммунального хозяйства. Прошедшей осенью из 9 тысяч котельных в холода без топлива вошла 1 тысяча тепловых предприятий муниципальных образований и ведомств.
Но главная беда заключалась в тарифах. По региону средний составил 71 копейку, а на Камчатке перевалил за 2 рубля. Такую величину промышленность и сельское хозяйство вынести не смогли. Производимые товары стали неконкурентными. Выгоднее оказалось все завозить, даже картофель с овощами. Валовой продукт на Дальнем Востоке поднялся на 8,8 процента, но обеспечить дальнейший рост экономика не могла из-за цен на тепло и электричество.
Константин Борисович видит выход во введении в регионе среднеотраслевого тарифа, а также в создании топливно-финансового баланса. Это можно сделать только с привлечением федеральных органов власти. Подобный расклад должен действовать до 2008 года, после чего с помощью новых гидростанций и поступлений газа стоимость электроэнергии снизится сама собой.
Хорошо там, где нас нет
Про “гидру” и газ мы сказали не случайно. РАО стало вкладывать баснословные суммы в завершение строительства Бурейской ГЭС. А также планирует поучаствовать в сахалинских проектах по газу со строительством новых парогазовых станций на юге острова (и продавать электроэнергию в Японию) и в дальнейшем в Хабаровске (для продажи тока северо-восточному Китаю).
В целом по стране холдинг увеличил производство электричества на 3,9 процента. К тому же увеличил сбор платежей с потребителей, причем полностью живыми деньгами. С РАО практически полностью рассчитался федеральный центр, теперь главными должниками остаются оптовые перепродавцы – 27,5 миллиарда рублей и местные бюджеты – 17,9 миллиарда. Компания сумела привлечь значительное количество инвесторов для строительства новых станций и сетей и реконструкции старых. 16 мая на заседании правительства будет утвержден проект по реструктуризации отрасли. Глава РАО говорит об этом с уверенностью, поскольку заручился поддержкой президента страны.
Энергетика вне политики, она за ней
На нынешней встрече во Владивостоке наметились разногласия между энергетиками (в лице А.Б.Ч.) и федеральной исполнительной властью (в лице К.Б.П.). Зато нашли общий язык Анатолий Чубайс и Валентин Дубинин. Из-за видимого конфликта на совещании даже поменяли местами выступающих. Вместо планируемого Константина Пуликовского дали слово и.о. губернатора Приморья. Именно он весь день вместе с генеральным директором “Дальэнерго” Юрием Лихойдой встречал, сопровождал и провожал высоких гостей. В их число входили члены директората холдинга, в большинстве своем молодые люди в возрасте от 30 до 40 лет, стильно одетые, предпочитающие помалкивать за спиной своего всесильного шефа.
Понятное дело, что приморских журналистов интересовало отношение Анатолия Чубайса к предстоящей смене исполнительной власти. Председатель правления РАО не уставал повторять, что предстоящие выборы губернатора его не интересуют. Если он “умел находить общий язык даже с Евгением Ивановичем, то с любым другим губернатором и подавно сумеет поладить”. А как же ожидаемые отключения телевизионных ретрансляторов и продолжающиеся отключения света в городах и поселках? Это вне политики?
Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"