Валентин Дубинин: Мы просто обречены быстрее умнеть
Результаты недавней поездки в Китай и. о. губернатора края Валентина Дубинина весьма отрадные: уже в июне-июле текущего года китайские комбайностроители поставят приморским селам две партии (по 10 штук в каждой) уборочных агрегатов на полугусеничном ходу, в которых так остро нуждаются наши земледельцы и которые показали превосходные результаты на уборке риса во Владимиро-Петровке в прошлом году, где ценную крупяную культуру возделывали китайские арендаторы. Означает ли этот визит Валентина Дубинина, что отныне нашему селу будет уделяться больше внимания и оно после стольких лет невероятно трудных испытаний начнет развиваться, а не влачить жалкое существование?
- Наше село могло бы жить значительно лучше, если бы ему уделяли больше внимания, - говорит Валентин Степанович. - Под выражением «больше внимания» я подразумеваю, естественно, деньги. Но дело не только в них, сегодняшнему крестьянину надо учиться рынку, а проедать бюджетные средства - наука невелика. Что касается моего визита в Китай, достигнутого соглашения на поставку комбайнов, то нам удалось решить далеко непростую задачу: взять инвестиционный кредит в 500 тысяч американских долларов под поручительство мэра г. Суйфэньхэ г-на Дон Дзумина и заказать в Китае комбайны без каких бы то ни было банковских процентов или других финансовых обязательств.
Валентин Степанович не сторонник чужеродной техники, но условия, в которых оказался наш край, вынуждают принимать, как говорится, нестандартные решения. Посудите сами: ближайший комбайностроительный завод «Дальсельмаш» находится в Биробиджане, из 20 уборочных агрегатов, которые он намерен выпустить в этом году, 17 забирают хабаровчане, а три остаются местным хлеборобам. Есть завод в Красноярске, но как только начинаешь подсчитывать железнодорожные тарифы, пропадает всякое желание приобретать технику для села.
Но это одна сторона дела. А другая - красноярские агрегаты могут быть отгружены только по факту предоплаты. Где же взять без малого 30 миллионов рублей, когда на счету каждая копейка? Китайцы же дают в долг, расчет возможен поставками сои от нового урожая. «Царские» условия сделки объясняются просто: Валентина Дубинина и Дон Дзумина связывают давние дружеские взаимоотношения, когда для совершения крупной сделки достаточно одного слова.
Но есть и третья сторона дела - большая экономическая выгода. Валентин Степанович уточняет: китайские комбайны считаются таковыми только условно, на самом деле они американские, известнейшей фирмы «Джон Дир». Поэтому неудивительно, что в расчете на 100 тонн намолоченного зерна расход топлива у них почти в четыре раза меньше нашего, а потери зерна в 5-6 раз ниже! И это подтвердила прошлогодняя работа комбайнов во Владимиро-Петровке, где трудились по контракту китайские земледельцы.
Выделили им брошенные земли. Китайцы посеяли рис, кукурузу на зерно, сою. У приморских крестьян карты и чеки были лучшими. Но то, что показала осень, многих наших начальников повергло в шок: рисовые поля дали по 42,8 центнера зерна с гектара, кукурузные - 56, соевые - по 13 центнеров! На февральском совещании селян в Арсеньеве выступающие рассказывали, что два китайских комбайна (работая круглосуточно!) убрали полторы тысячи гектаров риса - больше, чем 11 владимиро-петровских, и что после завершения страды в профилактике нуждались только жатки, так как на совхозных полях попадался ночью кустарник.
- Невероятно высокая для нас урожайность риса объясняется просто, - говорит Валентин Дубинин, - китайские земледельцы соблюдали технологию его выращивания, только и всего. И технология эта везде одинакова - что у китайцев, что у нас, россиян. Отношение к работе другое. Но это уже отдельный разговор. Если Приморская опытная овощная станция, которой руководит депутат нашей думы Сергей Сидоренко, получает на гектаре земли по 400-500 центнеров овощей, а другие - в 5-6 раз меньше, то как это называется? Разве над Суражевкой или Владимиро-Петровкой светило солнце, а у соседей были заморозки, от чего пострадали поля?
Да ничего подобного. И климат, и почвы те же. Вот и нынешней весной многие руководители говорят: будем сеять максимальное количество ранних зерновых, сои, гречихи, чтобы заработать больше средств. Я же подчеркиваю, что не нужны гонки за площадями, надо сеять столько, сколько сможете грамотно обработать культуры и вырастить урожай. Тогда и сил, и средств затратите меньше, и отдачу получите выше.
Как в общем и целом оценивать нынешнее состояние сельского хозяйства?
В сравнении с предыдущими годами - несколько лучше. Правительство России выделило Минсельхозпроду лимит на проведение весенне-полевых работ в сумме 2 миллиарда рублей, в том числе для Приморья - 100 миллионов. Тут оперативно сработала аграрная группа краевой думы. Как считает собеседник, есть сложности с выделением Минфином средств из-за не принятого в третьем чтении думой бюджета края, но это дело ближайших дней. Финансист департамента сельского хозяйства администрации края находится в Москве, и первая часть средств - 20 млн. рублей - будет переведена Приморью. Деньги эти пойдут на закупку ГСМ, тендер по топливу уже проведен, его выиграло АО «Приморнефтепродукты».
В отличие от предыдущих лет финансовое обеспечение сельского товаропроизводителя нынче значительно лучше. Продовольственная корпорация не единственный кредитор, кто может помочь селу средствами на ГСМ, запчасти, удобрения, ядохимикаты и другие ресурсы. Сегодня готовы заключить (а многие хозяйства уже заключили) договоры АО «Приморская соя», «Приморхлебопродукты», муниципальные образования городов и районов края под поставку продукции будущего урожая. Все больше коммерческих структур вкладывают средства в производство полевых культур, и это тоже хороший фактор.
- Главная задача этой весны - грамотно определить тактику и стратегию выживания каждого хозяйства, - рассуждает Валентин Дубинин. - Экономически обосновать набор полевых культур, способных дать максимальную отдачу, прибыль. Хватит ссылок на диспаритет цен, дефицит средств и ресурсов. Потому что одними разговорами серьезных проблем не решишь. Пока государство не изменит политику в отношении села, на кардинальную помощь рассчитывать не приходится. Надо учиться выживать в наших условиях. Как та же овощная станция, сельхозтоварищества «Снегуровское», «Жариковское», «Марковское», «Александровское», «Евгеньевское», «Краснореченское», «Кировское» и ряд других. Заметьте, механизаторы, полеводы, животноводы работают с высокой отдачей там, где у руководства стоят толковые, умные директора, председатели. А у нас многие деревенские начальники ждут, когда к ним приедут добрые дяди и помогут им «передвинуть ноги» для ходьбы в нужную сторону.
В проблеме выживания села большую роль играют главы администраций районов и городов. Выступая на совещании в Арсеньеве, Валентин Дубинин прямо заявил, что деловые качества руководителей будут определяться по принципу - если глава района мирится с развалом сельхозпроизводства, значит, он соучастник этого развала. В некоторых районах животноводство как отрасль уничтожено, и теперь для детсадов, больниц, интернатов трудно найти молоко, другие продукты питания. А ведь это еще и рабочие места на фермах, социальная напряженность.
Животноводство, по словам собеседника, самое узкое место в работе департамента сельхозпрода, администрации края. Основная сложность - кормовая база. Но при желании можно решить эту задачу. В крае примерно 300 тысяч гектаров пустующих земель. Если бы 200 с лишним хозяйств посеяли на 100 тысячах гектаров кукурузу на зерно, край имел бы 300-400 тысяч тонн кукурузы, и все проблемы с бескормицей ушли бы на задний план. Китайский бригадир Лю Дзепинь, работавший во Владимиро-Петровке, как-то сказал Валентину Степановичу: «Не понимаю, почему русские не хотят работать? У вас столько земли, что можно без особого труда стать богатым». Зато директор рисового хозяйства тому же Дубинину заявил, что намерен пересмотреть контракт с китайцами. Почему? Не думал, отвечает, что они такой большой урожай риса и кукурузы получат и их доля в разделе прибыли окажется выше, чем у хозяйства.
Несоблюдение технологии - наш образ жизни, или, как еще говорят, российский менталитет. Лет 15 назад в край завезли высокопродуктивных коров из Новой Зеландии, каждая из которых у себя на родине давала по 8-9 тысяч литров молока в год. Разместили рекордисток в ордена Ленина совхозе «Партизанский», за ними ухаживали подлинные мастера животноводства. И кормили чудо-буренок отменными кормами, а в коровник без белого халата нельзя было войти. И что же? А ничего. Через год-два заморские коровы сравнялись по продуктивности с нашими, местными и давали по 3 тысячи литров молока в год.
Десять лет жесточайшего режима «экономических реформ» ввергли сельское хозяйство в непроглядную нищету. Теперь даже и.о. губернатора края признает, что «старая система работы в сельском хозяйстве развращала людей» и нынче не следует паниковать, а скрупулезно анализировать ошибки в своей работе. Что многие и сделали. Притом лучшие хозяйства, о которых говорилось выше, не были в прежние времена передовыми. Сама жизнь заставила проявить свои способности, чтобы уцелеть, выстоять и победить нищету.
- Мы просто обречены быстрее умнеть, - итожит нашу беседу Валентин Дубинин. - К тому же у нас имеется огромный инженерный потенциал предприятий ВПК. Машины и оборудование для пищевой и перерабатывающей промышленности края завозим аж из Германии. Разве нельзя их производить у себя? Можно. Еще недавно тот же «Аскольд» выпускал сельхозмашины в одном цехе, сегодня - в трех. Вошел, как говорится, во вкус. Я недавно обратился к руководителям предприятий, ученым с просьбой высказать свои предложения по развитию экономики края. Откликов - научно обоснованных, с бизнес-планами - много, хоть сегодня бери эти разработки и внедряй в жизнь. Но все они, как правило, заканчиваются главным: нужны деньги. А вы начните с малого. Конечно, администрация края, дума будут помогать. Надо усовершенствовать кое-какие законы, выработать льготы, создать инвестиционные фонды. Решение оперативных вопросов возьмет на себя коллегия при губернаторе края. Лучшим из лучших руководителям - членам коллегии надлежит вырабатывать экономическую стратегию в подъеме экономики края. Иного пути, уверен, у нас нет.
Автор: Николай АРТАПУХ