Можно превратить город в сад

В минувшую пятницу в редакции “В” на телефонные звонки наших читателей отвечал Сергей Филь, начальник управления благоустройства администрации Владивостока. И надо же было так совпасть: как раз перед началом “Прямой линии” понеслись по городу невесть откуда взявшиеся белые хлопья. Правда, этот неожиданный снег уже ничего не мог - ни дороги завалить, ни уж тем более весну потеснить. Разве что напомнить о недавних снегопадах, вконец измотавших и горожан, и городские службы благоустройства.

10 апр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №959 от 10 апр. 2001
В минувшую пятницу в редакции “В” на телефонные звонки наших читателей отвечал Сергей Филь, начальник управления благоустройства администрации Владивостока. И надо же было так совпасть: как раз перед началом “Прямой линии” понеслись по городу невесть откуда взявшиеся белые хлопья. Правда, этот неожиданный снег уже ничего не мог - ни дороги завалить, ни уж тем более весну потеснить. Разве что напомнить о недавних снегопадах, вконец измотавших и горожан, и городские службы благоустройства.

звонок - Сергей Иванович, а почему в Москве умеют побеждать снег, а во Владивостоке… только учатся?

- В Москве на уборку снега выходит 7 тысяч единиц снегоуборочной техники. Если у них там примерно 10 миллионов жителей, а у нас около миллиона, значит, чтобы не отстать, мы должны 700 единиц техники выгнать на улицы города. У нас же в наличии всего 70 машин, в 100 раз меньше! К тому же техника имеет свойство изнашиваться.

На приобретение техники новой, да еще в таком количестве, денег в бюджете пока, увы, нет.

Но мы делали все возможное, чтобы очистить город от снега. В этом году его было много как никогда - 21 снегопад! Толщина снежного покрова - около двух метров. И все это вывалилось на дороги. Да еще при сильнейших морозах. В таких условиях, когда за окном ниже минус 14 градусов, совершенно не действовала пескосолевая смесь - вечный наш помощник.

- А говорят, ее в городе просто не было. Не запасли, не закупили.

- Эта смесь у нас еще и осталась. Ее было более чем достаточно. Поймите, ну не было смысла буквально разбрасывать деньги по ветру: при таких холодах эффект от смеси нулевой! И тут нас всех здорово выручила зола. Было много разговоров, что она-де вредная, радиоактивная...… Однако все исследования показали, что на самом деле это не так. И официальные инстанции подтвердили нашу правоту.

звонок - Алло, это “Прямая линия”?

- Да, слушаю вас.

- Вы уж извините, но у меня просто крик души. Это жительница, наверное, самого худшего в городе района беспокоит. На Сабанеева, 19 я живу. Наш район такой заброшенный. 20 лет здесь дороги не ремонтировались. Машинам не проехать - сплошные колдобины. Людям не пройти. Лестницы тоже все сыплются.

- К сожалению, это действительно так. Но могу вас немного обнадежить: в апреле мы приступим к ямочному ремонту и благоустройству вашего жилмассива.

- Не забудьте, пожалуйста, дома на Луговой, 66, 68, Сабанеева, 13, 19, 21…

- Я все записываю. Будем заниматься.

звонок - Скажите, кто должен отвечать за лестницы? Чтобы можно было спускаться с наших сопок, умные люди когда-то выстроили лестницы. А другие люди будут их сейчас ремонтировать? Вы посмотрите, с Калининской зимой уже невозможно было по лестнице пройти. Да и летом - с превеликим трудом. И ведь их десятки таких лестниц - брошенных, разваливающихся.

- Раньше лестницами занимались жилищные органы. Потом они как-то незаметно самоустранились от этого. Сейчас на подписи у главы администрации Владивостока лежит постановление о разграничении обязанностей всех городских служб. Думаю, в ближайшие дни этот документ выйдет в свет.

В нем прописан буквально каждый шаг - кто и за что отвечает. Придомовая территория закреплена за управлением муниципального заказа по ЖКХ, основная магистраль, виадуки - за управлением благоустройства. Озеленение, освещение - тоже наши задачи. Лестницы, газоны, песочницы, обрезка деревьев, забота о придомовом освещении, содержание собак, кошек - это все числится за придомовой территорией.

звонок - Сергей Иванович, это вас Сергей Токарев беспокоит. Скажите, долго ли мы будем заниматься бесполезной и бестолковой работой - ямки на дорогах латать?

- Политика администрации города - уйти от ямочного ремонта. Тут мы очень рассчитываем на ремиксеры. Во-первых, это очень экономично. Уже подсчитано: с запуском ремиксераs практически вдвое сокращаются траты на капитальный ремонт асфальта. За полтора года, что трудится у нас эта техника, сэкономили таким образом 19 миллионов рублей. И хотя ремиксер стоит очень приличные деньги, но он уже за этот год окупит себя.

Сейчас администрация города приобрела второй ремиксер. Он вот-вот подойдет во Владивосток из Иокогамы. Этот ремиксер маленький, ширина захвата у него - 2500. У большого - 4500. “Малыша” будем использовать на внутрикварталке, где большому не развернуться. По нашим прикидкам, двумя ремиксерами, если в полную меру работать, за два года можно практически все дороги сделать. В начале недели ремиксеры начнут работу. К слову, в прошлом году они закончили работать 19 ноября, а на следующий день, как вы помните, пошел снег.

Между прочим, после двух десятков снегопадов выдержали, выстояли лишь те дороги, по которым проходил ремиксер. Ремиксер, он же сразу делает капитальный ремонт, уклоны делает.

На Дальнем Востоке всего три ремиксера. Один на Сахалине и два во Владивостоке. Мы убедились: для наших сопок, нашего рельефа, перепада температур - днем плюс 5, ночью минус 14 - эта техника просто спасение.

звонок - Сергей Иванович, Ольга Фадеева вопрос задает. Ливневой канализацией город намерен заниматься? Нас ведь так и будет заливать…

- Согласен, это огромная наша проблема. Что у нас делается? Практически все дворники ссыпают мусор в ливневочку. Хорошо, если он вымывается, а если нет - все, считай, нет ливневочки. Но мы начали уделять внимание и этой проблеме. Уже получили немного так называемых ливневых денег и с прошлого года взялись за ремонт ливневой канализации.

звонок - Я Ольга Горбачева, родилась и выросла во Владивостоке. Очень люблю город. Всегда нравилось, что в нем очень много зелени. Но сейчас, мне кажется, ее заметно поубавилось. А старые деревья уже, кажется, исчерпали весь свой жизненный ресурс.

- Понял вас, Ольга. Вы не беспокойтесь, город свой зеленый наряд не теряет. В прошлом году, например, было спилено 2205 деревьев, а посажено более 4 тысяч. Согласно договору специалисты “Горзеленхоза” взамен каждого спиленного дерева садят два саженца. Есть у нас и программа по омолаживающей обрезке деревьев. На Партизанском проспекте уже часть деревьев обрезали. Сейчас идем по Океанскому проспекту. Кроме того, в этом году планируем высадить 5 тысяч деревьев, 20 тысяч кустарников, 880 тысяч цветов.

- Может быть, Владивосток станет городом-садом?

- Если горожане научатся беречь его. Вы посмотрите, что у нас творится. Сегодня прошелся по скверу, что выше подводной лодки: ну ни одной “живой” скамейки не осталось. Все поломано, побито. Только год прошел, как мы там все благоустроили...

звонок - Здравствуйте, Сергей Иванович. Я в свое время работала в науке, ходила в море на научных судах. В 71-м году была в Сингапуре - это была такая зловонная дыра, всюду грязь, мусор. Вонючая речушка в самом центре города, убогие лодчонки-хижины на воде. Когда я оказалась здесь через пять лет, прямо-таки шок испытала - потрясающая чистота на улицах, пальмы - и те отмывают до блеска, тротуары с порошком чистят. Только плюнь или брось окурок - мигом оштрафуют на приличную сумму. Скажите, имеет ли наша администрация право издать постановление о взимании штрафов с нарушителей уличного порядка? Если это сделать, то и казна пополнится, и, несомненно, чище будет.

- Совершенно с вами согласен. И могу сказать, что в настоящее время у главы администрации Владивостока находится на подписи такое постановление. В нем предусмотрены штрафные санкции - за неправильную порубку деревьев, неправильную парковку, неправильную архитектурную застройку...…

- А штрафы будут большими?

- Штрафы остались минимальными - в связи с действующим законодательством. Но с принятием нового Гражданского кодекса штрафные санкции будут увеличены.

- Скажите, а санитарная полиция у нас в городе есть?

- Нет, полиции у нас нет. У нас есть муниципальная санитарная милиция. Она напрямую нам не подчиняется, относится к УВД. К сожалению, санмилицию очень часто отвлекают на другие нужды. Поэтому мы продолжаем доказывать, что санитарная милиция нужна именно управлению благоустройства.

- Чтобы власть могли употребить.

- Совершенно верно. Чтобы пришли, приклеили жетон, оштрафовали, чтоб мало не показалось...…

- Обратите внимание на откосы, это же ужас просто. Перечислю адреса, может быть, вы примете меры. От Луговой, 55 и до Луговой, 85 откосы - сплошная помойка. Лестница вдоль фуникулера - помойка. Ул. Тобольская и пр. “Красного знамени”, где идет 35-й автобус. Помойка до 3-й Рабочей. Парк Минного городка и сам парк, лестница, что идет вдоль трамвайного пути, ул. Горная, Матросская - вдоль помоек идешь. Луговая, Спортивная - это уже просто клоака.

- Я думаю, что сейчас, когда мы разграничили территорию, будет с кого спросить за все это безобразие.

звонок - Как готовятся к летнему сезону городские пляжи? И кто за них отвечает?

- Городские службы отвечают за пляжи на Спортивной гавани, на Шаморе. Остальные закреплены за районными администрациями. Что мы планируем сделать? Обновить и завезти песок. Сделать теневые навесы, кабинки для переодевания. Там, где они есть, отремонтировать, покрасить. Поставить скамейки, урны. Начали подводную очистку пляжей. К 1 мая вычистим все завалы на дне морском. Вы не поверите, но мы мусор вывозим тоннами! Центральный пляж, бухта Федорова - везде стекло, железо….

- А душевые кабинки на пляжах будут?

- Скорее всего, нет. Может быть, на некоторых оборудуем.

- И еще один вопрос. Когда-нибудь город избавится от засилья гаражей, этих страшных, разномастных железных коробок?

- Вы затронули очень серьезный и очень больной вопрос. Все эти гаражи, пусть даже временно установленные, - личная собственность. Чтобы убрать, нужно разрешение на ликвидацию, для чего следует пройти через судебные органы. Это очень сложный путь, но другого, увы, пока нет. И хотя большинство коробок давным-давно не используется по прямому назначению - они или пустуют, или превратились в сараи, просто так взять и снести их власть не имеет права.

звонок - Здравствуйте, это вас с Ленинской, 169 беспокоят. Дом возле “Гайдамака”, где начинается подпорная стенка. Так вот там никто никогда не убирает. Зимой все в снегу, летом - в кучах мусора. Даже крысы бегают. Мы обращались в “Новую эру”, но там сказали, что эту территорию город должен убирать.

- Вы имеете в виду большую подпорную стенку?

- Да.

- Тогда слушайте. Вдоль по улице Светланской она убирается работниками Ленинского дорожного участка. А все, что на самой подпорной стенке, обязана “Новая эра” убирать.

- Но они уверяют, что это забота города.

- Вас дезинформировали.

- Как нам быть?

- Если и после публикации “Прямой линии” “Новая эра” не возьмется за работу, можно обратиться в административную комиссию. Согласно постановлению, о котором я уже говорил горожанам, эта комиссия получит серьезные полномочия. Будет заставлять нерадивых руководителей убирать закрепленную за ними территорию.

звонок - Сергей Иванович, это Митина Светлана Антоновна с Жигура, 4 звонит. Лет шесть бьемся, чтобы двор в порядок привели. Канавы сплошные, родники бьют, летом вечные лужи, зимой - наледь. Куда только не обращались, коллективные письма писали. Все обещают, ничего не делают. Одни отговорки. Глава Первореченской администрации Брага у нас три раза был, Мурзаков был… И ничего.

- Хотя ваша территория закреплена за ЖЭУ - это Шульмин Александр Иванович отвечает, вы правильно назвали и других ответственных лиц - Брагу, Мурзакова…...

- Но ведь они не помогли жителям. Может быть, вы что-то сможете сделать?

- Хорошо, оставьте свой номер телефона. Я на следующей неделе к вам заеду. Посмотрим, определимся, что можно сделать, и я дам вам информацию. Без внимания не оставим, обещаю вам.

- Спасибо, Сергей Иванович.

звонок - Я обыкновенный педагог, Лилия Тимофеевна. У меня быстренький вопрос. Насчет родников. На Военном шоссе засыпают родник. Подхожу: “Что вы делаете, мужики?” Они в ответ: это нам Копылов дал указание. Но как так можно?! Родник - это живое, его засыплешь, он в другом месте выберется. В Москве каждый родник выведен и крыша над ним, и скамейки рядом, как в санатории МВД. А наши правители что же творят? Кого мы выбираем?

- Уверяю вас, Юрий Михайлович Копылов не мог дать такое нелепое указание - засыпать камнями родник. Кто-то бессовестно прикрывается его именем. Думаю, мы разберемся с этим. А выводить родники действительно надо. Вы правы.

звонок - Сергей Иванович, почему у нас в городе ни урн, ни скамеек не хватает?

- А я объясню. Вот смотрите, две тысячи урн выставили в городе в прошлом году. Сегодня ни одной! Все на металл ушли. Все вырвали. Такие симпатичные и недешевые - долларов по сто каждая - урны поставили на центральной площади. И там все вырвали. Дошло до того, что мы сейчас привариваем каждый канализационный люк и каждую ливневую решетку. Вы не поверите, но у нас есть специальная бригада сварщиков, которая только этим и занимается. Ездит по городу и приваривает.

Но у нас ведь тысячи канализационных люков! И не приставишь же к каждому милиционера!…

Сейчас мы опять заказали скамейки - 150 штук, штук 600 ливневых решеток и канализационных люков, которых на следующий год снова не досчитаемся. Зайдите в Жариковский сквер - там сняли все решетки. Просто вырвали вместе со столбиками. Ну так же нельзя!

звонок - Для пешеходов чтото будет делать власть?

- Согласен, мы больше внимания автомобилистам уделяем. Дороги чиним-латаем - это для них. А вот о пешеходах подзабыли. Собираемся устранить эту несправедливость. И уже начали такую работу. Сквер Суханова одели брусчаткой. Мне кажется, получилось красиво. Я уже подготовил пояснительную записку руководству города, чтобы таким образом украсить и Набережную, и Спортивную гавань, дорогу возле гостиницы “Версаль”.

- Может быть, “версальцы” вам и помогут, внесут денежный вклад в обустройство территории? Кстати, коммерсанты вообще сотрудничают с властями в этой сфере?

- Насколько я помню, за все время моей работы подобных предложений от городских бизнесменов не поступало. Вот сейчас мы начали делать Театральную площадь возле театра Горького. Ефим Семенович Звеняцкий собрал потенциальных спонсоров или меценатов, как там они нынче себя называют, чтобы они поддержали этот несомненно замечательный проект материально. И что же? Мы сделали смету, в качестве первого вклада от городской администрации выложили первую, верхнюю площадку перед театром брусчаткой. Заказали красивые светильники, под старину. На том и остановились. Ни одной копейки на счету я еще не видел!

звонок - Сергей Иванович, у меня жалоба.

- Пожалуйста, высказывайтесь.

- На Баляева, где конечная остановка маршрутки “семерки”, пространство между стенкой и машинами водители превратили в отхожее место. Они там бросают все - мусор, бутылки, окурки, они там и нужду справляют. Пройти невозможно, грязь, зловоние, лужи растекаются…

- Этот вопрос не в моей компетенции. Надо вам обратиться в отдел транспорта городской администрации. Думаю, там найдут, как заставить водителей соблюдать элементарные правила порядка. Наверное, надо на конечных остановках ставить биотуалеты, и пусть водители платят.

Час общения с начальником управления благоустройства городской администрации получился чрезвычайно насыщенным. Часть вопросов мы даже не смогли уместить на газетной странице. Но всем обратившимся Сергей Иванович Филь дал подробный и компетентный ответ.

Автор: "Прямую линию" провела Марина ПОПОВА, "Владивосток"