Любите ли вы аптеку так, как люблю ее я?
Одни скажут: аптека спасительна. Другие возразят: аптека агрессивна. Наверное, каждый по-своему будет прав.
Тем не менее событие это неординарное: Владивостокский государственный медицинский университет получил лицензию Министерства образования РФ и открывает новый факультет – фармацевтический. Это интересно не только потому, что Приморье пополнится кадрами новой формации, но и потому, что в крае реальным станет более профессиональное развитие бизнеса, который считается одним из самых динамичных и прибыльных в мире – бизнеса производства и реализации лекарственных препаратов.
- Что такое аптека – знают все. Что такое хорошая аптека, работающая по мировым стандартам, и что такое современный провизор – знает, увы, не каждый, - рассказывает декан нового факультета доктор биологических наук, профессор ВГМУ Юрий ХОТИМЧЕНКО. – Вот лишь два примера. Среди тысяч новых препаратов мировая фармацевтическая промышленность предлагает, скажем, ортофен. Продается без рецепта, показания довольно широкие. Препарат эффективный, заметно облегчает состояние больного, настолько, что через некоторое время пациент начинает сам себе его назначать, причем по поводу и без повода. Однако, как и многие лекарственные средства, ортофен имеет побочный эффект – при длительном применении он может вызвать язвенную болезнь желудка. К сожалению, такие примеры сплошь и рядом. Так вот, грамотный фармацевт должен знать не только показания применения всех препаратов, но и как они сочетаются друг с другом и какие побочные действия имеют. А также – своих постоянных клиентов в лицо. И не просто благородно, а в высшей степени профессионально предупредить своего покупателя: будьте внимательны, вы принимаете этот препарат долго, не лучше ли заменить его или посоветоваться с врачом?
А вот другой пример: многие принимают недорогой, но необходимый препарат – аевит (витамины А и Е) и правильно делают. Но многие ли знают, что доза витамина Е в нем превышает суточную в 10 раз и что в таком количестве он обладает тератогенным действием, то есть может вызвать патологию плода у беременной женщины, и потому последним – категорически запрещен. Профессиональный провизор должен знать это. И предупредить. Мне нравится такое сравнение: современный провизор – штурман в море лекарственных препаратов.
Впрочем, это лишь одна деталь. Потому что выпускник нового факультета получит самые широкие знания не только в области лекарственных препаратов и вообще биологически активных веществ, но и базовое медицинское образование, основы технологии производства лекарственных веществ и фармацевтического бизнеса. Признаться, для человека увлеченного не захватывающая ли цель – проследить путь: было химическое вещество, а стало лекарственным препаратом, подарившим надежду больному? Если говорить более прозаическим языком, профессия провизора связана с созданием, стандартизацией, сертификацией и реализацией лекарственных веществ.
- Почему открытие нашего факультета принципиально важно? Еще и потому, что в нашем крае безусловно пора уже развивать производство лекарств, - продолжает Юрий Степанович. – Край располагает приличной сырьевой базой для такого производства, у нас реален поиск новых биологически активных веществ из морских животных и растений, а потом и создание на их основе пищевых добавок и лекарственных веществ. Опыт ученых ДВО РАН, на чьем счету не одна замечательная разработка, тому пример. Увы, все дело упирается в такое понятие, как фармэкономика...… Надеюсь, наши выпускники сумеют не только разработать препарат, но и наладить его производство. И продажу – это не менее серьезная задача в современном мире, где ваш “уникальный” препарат становится одним из тысяч. Вообще по мировым меркам есть два самых выгодных вида бизнеса. Первый – оборонная промышленность (к сожалению, пока не у нас). Второй – фармация. Тоже пока не у нас, во всяком случае, что касается производства, но мы неизбежно вступим в общемировое русло.
- Неужели в крае реально создание фармацевтической фирмы мирового стандарта?
- А почему нет? Такое производство вполне сравнимо со строительством вертолетов мирового класса, которое существует в Арсеньеве. А по гигиеническим требованиям оно ненамного строже, чем, скажем, завод “Кока-колы”. Конечно, необходимы современное оборудование (а оно в мире есть), инвестиции, кадры (раньше ближайший фармацевтический факультет был только в Хабаровске). Впрочем, всякое даже самое масштабное фармацевтическое производство, по заключению экспертов, лучше начинать с простейшего аспирина (300 процентов рентабельности!) или чего-то подобного – словом, с готовых лекарственных разработок. Конечно, препараты типа искусственной поджелудочной железы специалистам в Приморье еще долго будут не под силу, но многое другое – вполне реально. А потом, в перспективе, возможны и собственные фирменные разработки. Кто знает, быть может, наши выпускники скажут свое веское слово в мировой фармацевтической практике. Почему бы не посвятить себя благороднейшему делу – созданию противоопухолевого препарата? Во всяком случае, на факультете уже сейчас есть возможности для серьезной научной работы. Конечно, нам очень нужна поддержка крупнейших фармацевтических компаний – как российских, так и зарубежных - в подготовке специалистов: нужны консультации, помощь в оборудовании учебных комнат и центров, разного рода информация.
Специалисты медицинского университета верят, что открытие факультета поставит наш фармацевтический бизнес на иной, более высокий уровень.
Но есть резон в открытии факультета и у всех нас, любителей лечиться: безусловно, здесь смогут повышать свою квалификацию работники аптек. А кроме того, здесь обязательно будет консультационный центр. Ведь кто поспорит: лекарственное море уже безбрежнее всяких других…
Автор: Марина ИВЛЕВА, "Владивосток"