Школьная сказка на новый лад

Самиздатовскую книжку под названием «Печальные сказки» предваряют знакомые строки детской поэтессы «Бывают у собак нерадостные мысли, задумается пес – и уши вниз повисли». Но не думайте, 1 «В» 22-й школы Владивостока (авторство принадлежит ему) отнюдь не ассоциируется с образом Пьеро. Так жизнерадостные и открытые малыши учатся формулировать свои чувства: что огорчает, что радует, что волнует…

10 апр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №959 от 10 апр. 2001
Самиздатовскую книжку под названием «Печальные сказки» предваряют знакомые строки детской поэтессы «Бывают у собак нерадостные мысли, задумается пес – и уши вниз повисли». Но не думайте, 1 «В» 22-й школы Владивостока (авторство принадлежит ему) отнюдь не ассоциируется с образом Пьеро. Так жизнерадостные и открытые малыши учатся формулировать свои чувства: что огорчает, что радует, что волнует…

Скорее всего сказку, неважно, грустную или веселую, напишет любой ребенок – очень уж любят дети выражать отношение к миру через образы. Но не требуется...… Обычный стандарт начальной общеобразовательной школы предполагает некий минимум предметов. Без излишеств.

Другое дело – инновационные технологии, которых сегодня предлагают великое множество. Хотя термин этот скорее даже отпугивает родителей – снова какую-то мудреность сочинили. А вот конкретное название – «Школа-2000» - притягивает как магнит в школы Владивостока, где педагоги работают по этой программе. Славу распространяет самое надежное коммуникативное средство – сарафанное радио. Родители, чьи дети осваивают «Школу-2000», восхищенно сообщают друзьям и знакомым: полдня сегодня рисовали «Дом дружбы» («Крокодила Гену», значит, читают). Но это, как говорится, цветочки - на ягодки дети согласны заранее. «Гена» - в программе по чтению, но будут прочитаны и другие книги Успенского. Несмотря на то, что самостоятельная работа - это уже личная инициатива. Ведь в 4-й четверти объявлен КВН на лучшее знание этого автора! А соревновательный пыл заложен в ребенке природой.

Наталья Логвиненко – это ее питомцы рисуют, складывают примеры на компьютере («Школа-2000» дает информатику с первого класса), сочиняют сказки – педагог со стажем. За плечами дубининский интернат, где она работала заместителем директора по воспитательной работе, другие школы города. Пятый год ведет малышей в 22-й. По развивающей программе.

Нынешние первоклашки – второй набор. Те, которых Наталья выпустила в прошлом году, уже глядят остепенившимися пятиклассниками. Более чем успешно вникающими под началом разных педагогов в новые предметы. Пройденный в начальной школе материал просто не оставляет им шансов быть неуспешными.

Как сформулировать основной принцип «Школы-2000»? «Развитие в самом широком смысле слова», - говорит Наталья Логвиненко. Между прочим, чтобы обучать детей по этой программе, способность к развитию, самоанализу, постоянному движению вперед нужна и самому педагогу. С той лишь разницей, что он каждый раз начинает постигать мир своих питомцев заново. Как говорится, в первый раз – в первый класс. Дети-то все разные, и выставляя в журнал диагностики знаний оценки каждому из них, учитель в первую очередь оценивает себя. Не все взрослые на это согласны. И способны.…

В принципе, развитие, воспитание и обучение – это триединая задача любой школы. Но здесь – в этом классе – оно происходит по-особому. Во-первых, только эта программа позволяет учить разновозрастных и разноуровневых детей, поскольку знания даются по принципу mini-max. Это означает – бери сколько сможешь. Дают по максимуму (больше, чем положено первоклашкам по госстандарту), спрашивают – по минимуму.

Во-вторых, и это, пожалуй, главное, «Школа-2000» побуждает ребятишек самостоятельно познавать мир. В методических пособиях это называется деятельностным методом обучения: не посмотри на доску и сделай так же, а посмотри и скажи, что ты видишь...… Это позволяет пропускать весь окружающий мир через себя.

В-третьих, в эту программу входит риторика, обязательный предмет русских гимназий ХIХ века. Дети учатся проговаривать то, что видят, и слушать то, что говорят другие. Синтез образа и слова выливается в …очередную сказку: «В одной бутылочке с чернилами жили кляксы-сестренки. Надоело им сидеть в бутылочке. Они мечтали выбраться наружу. Риторик решил написать письмо другу...…»

В-четвертых, взаимосвязь предметов позволяет проводить интегрированные уроки: математика-труд, чтение-рисование.

Что еще сказать о «Школе-2000»? Здесь все дети безусловно талантливы. И коэффициент умственного развития (IQ) ни при чем: разве можно высчитать способность к общению, которая воспитывается в классе? Или умение высказать свою мысль так, чтобы тебя поняли сверстники? Хотя и IQ тоже не помешает. Во всяком случае, мама Степана Николаева, пользуясь тестами проверки уровня интеллекта взрослого, с удивлением обнаружила в учебнике сына такие же задачи. И решила, что не напрасно добивалась в гороно разрешения, чтобы 6-летнему мальчишке разрешили пойти именно в этот класс. К сожалению, в «Школу-2000» набирают не каждый год – не всякий учитель готов... …учиться.

Специальный журнал «Школа-2000», который издает одноименная ассоциация, организованная авторами инновационной программы, внушительный пакет методической литературы, словом, учитель загружен не меньше, чем его питомцы. Дома на вопрос «Ты сделал уроки, сын?» Наталья получает неизменный ответ: «А ты сделала уроки, мама?» Да, сделала, как и Раиса Чичайкина, Тамара Берданова в 22-й школе, педагоги 2-й гимназии, лицея при педагогическом колледже № 1 - они обучают по программе «Школа-2000» и в свои классы спешат во всеоружии.

Автор: Ольга ЗОТОВА, «Владивосток»