“Перечитывая труды генерал-губернатора, многое понимаешь по-новому”, - утверждает депутат думы Приморского края Валентин Логненко

- Валентин Авангардович, ваш текст на сайте в Интернете www.povestka.ru вызвал немало слухов. Одни утверждают, что вы собираетесь самым непосредственным образом участвовать в губернаторских выборах, что якобы уже решен вопрос о вашей работе в администрации края – если победит имярек...

10 апр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №959 от 10 апр. 2001
 - Валентин Авангардович, ваш текст на сайте в Интернете www.povestka.ru вызвал немало слухов. Одни утверждают, что вы собираетесь самым непосредственным образом участвовать в губернаторских выборах, что якобы уже решен вопрос о вашей работе в администрации края – если победит имярек...

В. Л.: Польский писатель Станислав Ежи Лец советовал в своих “Непричесанных мыслях”: от слухов, как и от мозолей, избавиться невозможно – на месте удаленных старых обязательно появляются новые. Поэтому смириться дешевле: прямая экономия на мозольном пластыре и валерианке. Стараюсь по мере сил следовать этому мудрому совету. А что касается непосредственного участия, то в выборах губернатора будут участвовать все жители Приморского края – и я в том числе, потому что живу здесь и никуда уезжать не собираюсь.

- В аннотации сайта сказано, что его авторы намерены составить губернаторскую повестку дня – проще говоря, выработать основной пакет стратегических задач губернатора. Почему вы так уверены, что именно эту повестку дня изберет для своей работы новый губернатор?

В. Л.: К сожалению, я в этом отнюдь не уверен. Но замысел здесь был иной: повестка дня губернатора пишется не только для него, но и для избирателей, которым предстоит отдать свои голоса. Проще говоря, эти пункты должны стать именно тем перечнем стратегических задач, за реализацию которых и будут спрашивать с губернатора – кем бы он ни был персонально.

- А что вы лично считаете главной проблемой нынешних власть предержащих… “кем бы они ни были персонально”?

В. Л.: Несоответствие уровня кадров требованиям современных задач – проблема общероссийская. Она только проецируется на Приморье. Мы не раз были свидетелями того, как управленческую некомпетентность подменяли чем угодно: и митинговым патриотизмом, и кампанейщиной, и расстановкой на ключевых постах лично преданных людей. Все это помогало лишь отчасти, а последствия таких действий всегда вредили авторитету власти – результат-то оказывался плачевным. А проблема власти, о которой вы спрашиваете, в общем, в самонадеянности. Всякий, вновь избранный на должность, начинает с того, что полностью меняет все сделанное предшественником, – не потому, что это было сделано плохо, а потому, что это было сделано не им и “его командой профессионалов”. Все стремятся начать с белого листа – и с упорством, достойным лучшего применения, повторяют все возможные ошибки, которые уже были совершены ранее, – и все приходит на круги своя. К моменту истечения срока полномочий остается лишь найти приемлемые оправдания – невыплата федеральных долгов подходит лучше всего.

Номенклатурный стиль руководства приучил огромное число управленцев слушать только мнение начальства. Это видно даже в антураже: во всех кабинетах приморских чиновников относительно высокого ранга обязательно висит портрет Муравьева-Амурского, который, кстати говоря, ни разу в жизни на приморскую землю и ногой не ступил. А кто такие Корф, Унтербергер, Семенов, нынешние продолжатели их дела понятия не имеют. О преемственности их опыта говорить не приходится – об этом опыте попросту не знают. А генерал-губернаторы были весьма заинтересованы в том, чтобы их опыт остался потомкам, даже книги писали. Их, кстати, стоит перечитать, а то и переиздать, поскольку остались они в единственном экземпляре. Мне, например, удалось их найти только в библиотеке Общества изучения Амурского края... и постоять в очереди, поскольку книги эти у молодых предпринимателей и студентов нарасхват. Готовятся, наверное, к мирному переходу власти в руки нового поколения.

- То есть перечитывать книги Муравьева-Амурского есть один из критериев управленческой грамотности?

В. Л.: Вот и вы о том же. Муравьев-Амурский книг не писал. Но он же не единственный генерал-губернатор Восточной Сибири! И даже не первый, как привыкли многие считать. Первым генерал-губернатором Восточной Сибири был Михаил Михайлович Сперанский – вот его труды стоят того, чтобы их перечитывали хотя бы раз в год. В них и сегодня есть чему поучиться.

- Конечно, это важно. Но наши управленцы считают себя хозяйственниками. Они привыкли работать практически...

В. Л.: И толку от их практики? Смех и грех: чрезвычайное положение в крае отменили не потому, что сумели систему теплоснабжения восстановить, а потому, что весна наступила. Хозяйственник – это в лучшем случае стиль политика, а не род профессиональной деятельности. Профессионалы в хозяйствовании давно известны: называются они завхозами, и для их переименования не нужны никакие неологизмы. Давайте проведем в крае конкурс на звание лучшего завхоза и назначим его губернатором – право, хуже, чем есть, уже не будет. От того, что Лужкова называют крепким хозяйственником, – он что, становится меньшим политиком? Как раз наоборот. А что касается практического управления, то другой генерал-губернатор, уже Приамурский, Павел Федорович Унтербергер за свои книги получил медаль Императорского русского географического общества.

- В ваших словах был подтекст. Следует ли понимать, что среди нынешних представителей власти попросту нет персоналий, достойных стать в один ряд со Сперанским и Унтербергером?

В. Л.: В вашем вопросе тоже был подтекст. Вы хотите сказать, что назначать генерал-губернатора было правильнее, чем отдать это на откуп непредсказуемому электорату? Что воля царя предпочтительнее многочисленных и противоречивых желаний непредсказуемой массы, именуемой электоратом? Ведь так? Но какая разница, каким образом генерал-губернатор или просто губернатор получает свою власть? Важно то, какие требования к нему предъявляются до назначения или избрания на эту должность и каким образом его деятельность контролируется в процессе ее осуществления. Если царь хорошо знал, что требовать, то нынешний электорат в этом искушен гораздо меньше. Причем есть немало желающих оставлять его и далее в святом неведении относительно того, кому и перед кем отдавать предпочтение. Умение понравиться считается важнее умения работать! Здесь, конечно, проблема есть. Она – в общей политической культуре нашего электората. Ведь по сути именно от избирателей зависит, кто станет в один ряд с заслуживающими всякого уважения предшественниками – сибирскими и дальневосточными управленцами. Но этот вопрос кавалерийским наскоком не решить. Нужна длительная и кропотливая работа, причем работа идеологическая, связанная с формированием духовных и нравственных ценностей, навыки такой работы во многом утеряны.

Автор: Вопросы задавал Яков БОРИСОВ, специально для "В"