Весна - время катаклизмов...

Вот и миновал март, пожалуй, самый переломный и судьбоносный месяц российского календаря. Особенно, если учесть два его измерения: старый и новый стиль.

6 апр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №958 от 6 апр. 2001
Вот и миновал март, пожалуй, самый переломный и судьбоносный месяц российского календаря. Особенно, если учесть два его измерения: старый и новый стиль.

Оказывается, многие исторические события, которые все привыкли считать февральскими, целиком относятся к следующему по счету месяцу, а мартовские соответственно переходят в разряд апрельских. Исходя из этого, можно обнаружить целый ряд поразительных совпадений, совершенно необъяснимых с точки зрения теории Бернштейна. Так, в разные годы в начале весны ушли из жизни царь-садист Иван Грозный и его политический двойник Сталин, умирают или погибают от рук убийц три русских императора XIX века: Павел I, его сын Николай I и внук Александр II.

Но это еще не все. Завершающим звеном этой трагической цепи можно считать смерть последнего представителя сталинской партийной бюрократии на посту генсека ЦК КПСС К. Черненко в марте 1985 года. Эти роковые события объединяет одно: каждое из них становилось своего рода рубежом, с которого начинался отсчет нового политического периода в жизни российского государства. Впрочем, перемены не всегда начинались с похорон предыдущего правителя. Март 1917 года, бесславно завершивший 300-летний период правления в России дома Романовых, не оказался тем не менее последним в жизни потерявшего свою корону императора. Кстати, названная выше династия утвердилась на русском престоле тоже в марте 1613 года, став тогда символом возвращения мира и порядка в истерзанную долгими “смутными временами” страну.

Как бы то ни было, перемены, начинавшиеся после смены власти, имели либеральный или реакционный характер в зависимости от политики предыдущего правления, как правило, отрицая ее. При этом значительная часть важнейших реформ опять-таки приходилась на тот же многострадальный весенний месяц. Достаточно вспомнить такие общеизвестные события, как отмена крепостного права или шестая статья Конституции СССР, с одной стороны, и создание царем Александром III знаменитой “охранки” для борьбы с революцией - с другой.

Имеют свое особое отношение к марту и революционеры России. В конце февраля - начале марта (по новому стилю) 1816 года в Петербурге оформилась первая тайная организация декабристов - “Союз спасения”. Опять же март - это традиционный месяц партийных съездов РСДРП-РКП-КПСС, начиная с самого первого, учредительного в Минске в 1898 году. К слову сказать, из всех 28 съездов 10 происходили или заканчивались в том же месяце, что и первый. Некоторые из них тоже оставили заметный след в истории. Например, десятый 1921 года, круто повернувший страну от военного коммунизма к нэпу, или 24-й 1986-го, фактически давший старт перестройке.

Причины мартовских “катаклизмов” в политической жизни России, отбросив астрологический аспект, можно объяснить прежде всего сельскохозяйственным характером страны, сохранявшимся вплоть до середины ХХ века. Даже календарный год издревле начинался не с января, а с марта. Остается, правда, проблема повышенной весенней смертности лидеров правительства, но это вопрос скорее медицинский. К тому же смерть правителей частенько ускоряли их нетерпеливые подданные, не желавшие, по-видимому, упускать самое “выгодное” в году время для начала новых реформ.

Не обошел мартовский синдром и наше Приморье. К числу судьбоносных событий, серьезно повлиявших на освоение и развитие дальневосточного края, можно отнести правительственный акт 1861 года о предоставлении каждому переселенцу в вечное пользование 100 десятин земли. Спустя 30 лет, тоже весной, было принято историческое решение о строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали. Имел далеко идущие последствия документ о передаче в 1898 году Китаем в аренду России “Порт-Артура с правом постройки к нему железной дороги от Харбина”. Это сделало войну с Японией практически неизбежной.

И, наконец, в марте 1917 года был создан Владивостокский совет рабочих и солдатских депутатов, который и задушил к концу этого года едва зародившуюся демократическую государственность России.

Автор: Юрий ТАРАСОВ, историк, специально для "В"