Браконьерство в пьяном угаре
Пограничниками Тихоокеанского регионального управления ФПС РФ и инспекторами Приморской государственной морской инспекции на акватории Дальневосточного государственного морского заповедника задержана рыболовная шхуна с крупной партией камчатского краба на борту. В операции приняли участие корреспонденты “В”.
Пограничниками Тихоокеанского регионального управления ФПС РФ и инспекторами Приморской государственной морской инспекции на акватории Дальневосточного государственного морского заповедника задержана рыболовная шхуна с крупной партией камчатского краба на борту. В операции приняли участие корреспонденты “В”.
Корабль- призрак
Около 5 часов утра пограничный сторожевой корабль “Сокол” находкинской бригады морских сил ТОРУ, несший службу по охране морской границы и биоресурсов России, подкрался в тумане к мысу Гамова и лег в дрейф. С мостика можно было увидеть только нос корабля. Все было тихо и спокойно. Однако вскоре на экранах локаторов появилась точка. Неизвестное судно также лежало в дрейфе в нескольких милях от острова Большой Пелис.
Как только вахтенные офицеры попытались выйти на связь, на судне вдруг потухли все бортовые огни. В течение достаточно долгого времени пограничники пытались связаться с дрейфующим “бортом”, но тщетно – никаких признаков жизни он не подавал.
“Осмотровой группе в шлюпку. Шлюпку на воду!” – после попыток связаться на всех возможных каналах, “Сокол” подошел к судну на несколько кабельтовых. К тому времени туман рассеялся – перед нами в дрейфе лежала рыболовная шхуна типа “кавасаки” японской постройки. Два инспектора Приморской государственной морской инспекции и офицеры-пограничники на надувной лодке с подвесным мотором отправились к ней. Через некоторое время с борта шхуны поступил сигнал: “В одном из трюмов судна камчатский краб”. И практически в это же время из-за одного из заповедных островов вынырнули две моторки. С синими мигалками наверху, как в американских боевиках катера береговой полиции, на достаточно большой скорости они промчались мимо сторожевика и ушли в сторону берега. Трудно сказать, была это охрана заповедника, очередные ловцы трепанга или же местная охрана шхуны. Ведь, как позже выяснилось, базовым портом судна является Зарубино, расположенное неподалеку.
А поутру они проснулись
Когда мы вошли в рубку, в нос ударил стойкий запах алкоголя. Находившиеся там два члена экипажа, отводя глаза, предложили нам свои услуги и, убедившись, что мы в них не нуждаемся, скрылись. Вскоре появился и сам капитан, который, по определению, был не лучше своих подчиненных. К тому моменту инспекторам и пограничникам удалось выяснить, что шхуна “Кури-Мару-38”находится в тайм-чартере у “Азиатско-Тихоокеанской рыболовной компании” из Владивостока. Везде: и на палубе, и в рубке, и в кают-компании, то тут, то там виднелись пустые, початые и полные бутылки водки различных марок. Всего из 20 членов экипажа только несколько человек могли разговаривать более или менее внятно.
Что касается содержания трюма, то капитан заявил пограничникам, что ночью в районе мыса Гамова он и обнаружил две сети с крабом.
Ваши документы!
Тем временем пограничники уже заканчивали проверку бортовой документации. Выяснилось, что на судне не велся промышленный журнал. А по нынешнему законодательству это нарушение наказывается штрафом в размере 50 минимальных размеров оплаты труда – 5 тысяч рублей. Однако, когда все соответствующие документы были оформлены, капитан, видимо, ни капли не сомневаясь в своей правоте, просто помял и швырнул копию выписанного счета.
Еще весомей была оплата краба. За ведение незаконного промысла во внутренних водах (как и предполагалось, никакого разрешения и квот у экипажа не оказалось) накладывается штраф в размере 20 МРОТ. Также капитану судна инкриминируется ведение промысла и нахождение на акватории заповедника. Но это “цветочки”… По сегодняшнему законодательству, если краб еще живой, то его полагается выпустить на месте вылова. Однако сами же члены экипажа заявили, что если начать “откат” воды из трюма и выпустить улов, может нарушиться балласт судна и шхуна перевернется. Подписав соответствующий протокол, они, видимо, и не подозревали, что подписали крупный штраф.
Оплата нанесенного ущерба за одну особь камчатского краба составляет 835 рублей. Но…Если этот краб выловлен в заповедной территории, сумма увеличивается в 3 раза. После того как были оформлены соответствующие документы, шхуна под конвоем “Сокола” двинулась во Владивосток.
Закон как дышло?
Через некоторое время после того, как мы стали на траверзе бухты Соболь (Тихая), к шхуне подошел катер из владивостокской бригады морских сил ТОРУ. На его борту на “Кури-Мару-38” прибыли инспектора и юрист ПГМИ, а также научные работники ТИНРО, в задачи которых входил осмотр находившегося в трюме краба.
Уже первые экземпляры дали результаты, которые устраивали и сотрудников ТИНРО, и прежде всего членов экипажа шхуны и ее владельцев: краб оказался живой. Пока члены команды извлекали краба из трюма, научные работники тщательно осматривали и взвешивали особи. Многие крабы были достаточно взрослые – если в среднем промысловым краб считается после достижения 15-летнего возраста, то многие из выловленных были 20-21 года от роду. Средний вес 1 краба составлял около 5 килограммов, а самый большой весил 6,8 кг.
Всего в тот вечер из трюма шхуны было извлечено 380 особей камчатского краба. Так что ущерб составил бы 951 тысячу 900 рублей. Но…По принятому решению, весь оставшийся живым краб, а живым он остался весь, был выпущен за борт.
По существующему на сегодняшний день законодательству, если улов, каким бы незаконным он не был, выпущен за борт, то оплате подлежит сам только штраф за незаконный промысел, а во внутренних водах он минимальный – 20 МРОТ. Так что сейчас за браконьерство капитан или владельцы шхуны выплатят 2 тысячи рублей. Правда, в данному случае, как сообщили корреспонденту “В” в ПГМИ, материалы по данному факту будут переданы в прокуратуру.
А сколько сегодня во Владивостоке стоит килограмм краба? А какова его цена в Японии? Так что какими квотами лов краба не ограничивай, браконьеров не убавится. Ведь, оплатив такие мелкие штрафы, браконьеры вновь выйдут в море и будут ставить и поднимать крабовые порядки и увозить продукцию в Японию, где получат за нее чистую валюту.
Автор: Федор ГУРКО, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"