…Что и не снилось нашим мудрецам

Академический театр драмы им. Горького - вновь накануне премьеры. Зрителя ожидает встреча с комедией Александра Островского “На всякого мудреца довольно простоты” с участием ведущих актеров театра народных артисток России Надежды Айзенберг, Татьяны Данильченко, заслуженных артистов Ирины Присяжнюк, Александра Пономаренко, Анатолия Бугреева, молодых актеров труппы.

3 апр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №955 от 3 апр. 2001
Академический театр драмы им. Горького - вновь накануне премьеры. Зрителя ожидает встреча с комедией Александра Островского “На всякого мудреца довольно простоты” с участием ведущих актеров театра народных артисток России Надежды Айзенберг, Татьяны Данильченко, заслуженных артистов Ирины Присяжнюк, Александра Пономаренко, Анатолия Бугреева, молодых актеров труппы.

Жаль, что для большинства из нас Островский – это хрестоматийные “луч света в темном царстве” и “…так не доставайся же ты никому!”. Между тем пьесы, написанные этим гениальным драматургом по своей прозорливости, потрясающему дару предвидения граничат с пророчествами Нострадамуса. Не говоря о каскаде юмора, перешагнувшего столетия, но не утратившего своей остроты. Хотите убедиться? Пожалуйте в театр. Премьера спектакля 6 и 7 апреля.

Актеры любят играть Островского. Динамика действия, яркие типажи, прекрасно выписанные диалоги. Как говорится, есть что играть. Режиссеры ставить Островского почитают за честь. В репертуаре каждого уважающего себя театра пьесы этого классика занимают достойное место. Нынешняя встреча академического театра с его творчеством – не первая, но по-своему особенная.

- Возьму на себя смелость сказать, что так “На всякого мудреца…” еще не трактовали, - сказал режиссер-постановщик Александр Бармак. – Дело не в корректном обращении с материалом. Дух произведений Островского очень современен, и автор как бы дает нам право увидеть черты нынешнего дня в событиях, описанных почти полтора столетия назад….

Еще на заре творческой деятельности знаменитый режиссер Сергей Эйзенштейн решил поставить эту самую пьесу как цирковую феерию. В роли Глумова - Иван Пырьев (впоследствии известный кинорежиссер). Актеры балансировали на проволоке. Что ни сцена – парад-алле, каскад аттракционов.

На сцене академического пьеса Островского предстанет внешне традиционной. Костюмы и декорации Сергея Колтунова (известного зрителю по спектаклю “Борис Годунов”) перенесут нас в эпоху 1868 года, в которой и разворачивается действие. Что это было за время? Александр Бармак комментирует: “Эпоха перемен, незавершенных реформ, гнилого либерализма...… Самое что ни есть время для взращивания своего маленького фюрера. Этакого безжалостного проповедника, лидера, способного расшевелить болото, сдвинуть с мертвой точки, пусть даже преследуя исключительно личные цели.

Выбранные им средства жестоки. Один злой дневник, где Глумов записывает эпиграммические зарисовки своих благодетелей, чего стоит. Но общество готово простить его. И пророчески звучат слова Егора Глумова: “Без такого человека, как я, вам нельзя жить, господа…”.

Делать нечего, коль человечество наивно полагает, что мудреет с каждым столетием. А заглянешь в души людские – те же желания и стремления, те же пороки и достоинства, времени по сути своей неподвластные. Думается, что зрителю будет интересен Глумов в исполнении актера Дмитрия Жойдика. Его герой наводит на некие аналогии. Впрочем, узнаваемы и другие персонажи пьесы. И по-своему привлекательны. Вся камарилья – крутицкие, мамаевы, городулины – не что иное, как паноптикум гротескных образов, сочными красками выписанных автором и дополненных актерской игрой.