Заплатил - и отдыхай

«Жилищная реформа»? Нет, это громко сказано. Просто очередное повышение цен на жилищно-коммунальные услуги. Отныне жилье среднестатистического гражданина, проживающего в типовой квартире г. Владивостока, обойдется в 80 процентов от полной стоимости его содержания. Как говорится, не прошло и полгода…

23 март 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №950 от 23 март 2001

 «Жилищная реформа»? Нет, это громко сказано. Просто очередное повышение цен на жилищно-коммунальные услуги. Отныне жилье среднестатистического гражданина, проживающего в типовой квартире г. Владивостока, обойдется в 80 процентов от полной стоимости его содержания. Как говорится, не прошло и полгода…

Вернее, ровно полгода и прошло после октябрьского «подорожания» нашего неказистого в большинстве своем жилого фонда. С 1 октября 2000 года постановлением главы администрации города на наши плечи «легли» 60 процентов, с 1 марта 2001–го - 80… Мы сверяем колонки цифр, платим, а что получаем взамен?

Как это часто бывает в российской действительности, получаем две картины. А иногда даже три. Отражающие точки зрения на одну проблему мэрии, жилищно-эксплуатационного участка и жильцов. Последние, как правило, редко остаются довольными. К примеру, в счете-квитанции, что каждый месяц нам любезно доставляют в почтовый ящик, значится «Содержание и ремонт мест общего пользования жилых зданий», «Капитальный ремонт». Рядовые граждане, вынимая денежки из кошельков, конечно, ругают власть и жилищников. Где он, тот капремонт? Или хотя бы косметический?

Один из домов на Океанском проспекте отличался (помимо общего панельного убожества) еще и тем, что непосредственно прилегающей территории в общем-то не наблюдалось: вместо нее – вечная лужа, ни на машине подъехать, ни пешком подойти. Двор отремонтировали, сделали ливневки, положили асфальт. Стало хорошо. В подъездах плохо – в любой маломальский дождик (или в нынешнее великое таяние снегов) жильцы заплывают в родную дверь. Вода доходит до ступеней первого этажа. Ничего, пообвыклись за годы… Ну, не ЖЭУ-4, к которому относится дом, в самом деле решать этот вопрос!

Бывает по-другому. Жильцы одной из 12-этажек на Хабаровской, воодушевленные призывом мэра сделать свое жилье комфортным, решили отремонтировать подъезд самостоятельно. Обратились в ЖЭУ-5, как полагается, получили краску, известь. А когда подъезд засиял новыми красками, попросили занести сумму за выполненную работу в счет квартплаты. И началось. Из ЖЭУ - в отдел капремонта мэрии, потом в отдел муниципального заказа, потом в отдел технадзора и так далее. Каждый раз уполномоченное жильцами лицо получало упрек в безграмотности. «Но позвольте! Когда мы кисти брали в руки, почему же главный инженер ЖЭУ не подсказала, как правильно оформить заказ-наряд на работы?! - кипятится пенсионерка Б., - кто-то же эти деньги получил».

 Перечислять недостатки нашего жилья и соответственно претензии граждан в адрес жилищников бессмысленно. Для них не хватит десятков толстых журналов. И самое интересное, что все жилищно-коммунальные службы, представьте себе, работают. Как связать воедино эти старания? Этот вопрос, видимо, не имеет ответа. Впрочем, как все извечные вопросы. То есть по отдельности все функционирует, а общий результат…

Допустим, та же графа «капремонт». Наши деньги – 50 коп. за квадратный метр – скапливаются на специальном счете, так объяснила мне заместитель начальника управления муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству городской администрации Татьяна Грикис. Но суммы столь мизерны, что ожидать капремонта всем нуждающимся в нем домам попросту наивно. Или косметический ремонт. В иных подъездах его не делают потому, что это не имеет смысла: давно пора содрать старую штукатурку, отремонтировать кровлю, чтобы вода не заливала этажи, а потом уж красить в небесно-голубой или какой там еще цвет стены. В прошлом году собранные 50 млн. рублей «делили» как тришкин кафтан, в первую очередь учитывая объекты с максимальным объемом работ. О справедливости такого распределения (что иному гражданину чья-то кровля, если у него в квартире давно гнилые трубы и он исправно платит за капремонт) речи не идет. Денег-то на всех не хватает! Впрочем, план текущего ремонта подъездов города в мэрии имеется. И получив «отлуп» в ЖЭУ, ПЖЭТах, с которыми мэрия подписала договоры на обслуживание жилмассивов, смело обращайтесь прямо в недавно созданный при городской администрации отдел по рассмотрению обращений граждан (Океанский проспект, 30). Этот сектор создан в декабре и, говорят, успешно реагирует на жалобы жильцов.

Правда, для этого надо сначала основательно разобраться, на кого жаловаться. Жилищно-эксплуатационные учреждения (с некоторых пор их во Владивостоке аж 18) отвечают только за содержание жилья. Вывоз твердых бытовых отходов – это 100-процентно за наш счет делает спецавтохозяйство опять же по договору с мэрией. Обслуживание лифтов – лифтовое хозяйство. И прочее, и прочее (перечень жилищно-коммунальных услуг полностью приведен в постановлении президента № 1099 от 24 сентября 1994 года). Наши денежки поступают на один транзитный счет, а уж потом распределяются всяким хозяйствам. При этом жилищно-эксплуатационные предприятия согласно указу президента № 425 от 28 апреля 1997 года переведены на хозрасчет, и только на 20 процентов дотируются бюджетом муниципального образования. Значит, должны работать, то есть зарабатывать себе на хлеб.

Но почему-то каждый из нас должен чего-нибудь добиваться. Почему пришедшие в каждую квартиру недавно «простыни» перерасчетов платы за жилье с 1997 года повергли город в состояние муравейника? Доказать, что платил. Найти квитанции, если утратил. Обратиться к бухгалтеру ЖЭУ, где сохранена компьютерная база данных… Да мне-то (Иванову, Петрову, Сидорову) какое дело до того, что мэрия и ЖЭУ когда-то не поделили право приема платежей от населения? 

Понятно, что платим за жилье много и будем еще больше. Никуда не денешься – рынок. И наступил он в жилищно-коммунальном хозяйстве не вдруг. Вышеназванный указ президента № 425 возвестил начало перехода отрасли в безубыточное (для государства) функционирование. В этой ситуации хочется пожелать малоимущим гражданам своевременно получать специальные субсидии (программа льгот разработана с учетом доходов разных слоев населения). А администрации города четко отладить работу и взаимодействие служб.

А по большому счету: к чему все эти журналистские расследования? Какое-то бесконечное и отупляющее стремление понять, почему за свои деньги (сегодня 80 процентов, через пару лет и все 100) мы должны жить в грязном, неуютном, эпизодически ремонтируемом, некоем абстрактном жилом фонде?! Ведь обывательская истина проста: хочется жить в комфорте.

Автор: Ольга ЗОТОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"