Конец бесплатным ресурсам?
Запланированные правительством России рыбные аукционы по продаже квот на вылов биоресурсов cтартовали 14 февраля на Европейско-Азиатской бирже в Москве. И сразу разразился скандал. В этот же день во Владивостоке прошла акция протеста против продажи квот, было направлено гневное письмо премьер-министру М. Касьянову. Многие аналитики полагают, правда, что скандал был инициированным: накануне экс-губернатор Приморья Е. Наздратенко всю неделю вел переговоры с представителями крупных рыбодобывающих предприятий, оплативших залог на участие в аукционах. И вот неутешительный результат. Продано лишь 54 лота более чем из 200. Всего задумано провести 15 торгов с различных площадок, которые должны были пройти еще на трех отечественных биржах. Но сегодня основную долю продаж решено отдать Центральной российской универсальной бирже. Представители Минэкономразвития таким образом сняли с себя обузу излишнего контроля. А новое известие лишь добавило волнений в рыбацкую среду. С чем это связано, размышляет заместитель председателя комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию Валентин ЛУНЦЕВИЧ.
Запланированные правительством России рыбные аукционы по продаже квот на вылов биоресурсов cтартовали 14 февраля на Европейско-Азиатской бирже в Москве. И сразу разразился скандал. В этот же день во Владивостоке прошла акция протеста против продажи квот, было направлено гневное письмо премьер-министру М. Касьянову. Многие аналитики полагают, правда, что скандал был инициированным: накануне экс-губернатор Приморья Е. Наздратенко всю неделю вел переговоры с представителями крупных рыбодобывающих предприятий, оплативших залог на участие в аукционах. И вот неутешительный результат. Продано лишь 54 лота более чем из 200. Всего задумано провести 15 торгов с различных площадок, которые должны были пройти еще на трех отечественных биржах. Но сегодня основную долю продаж решено отдать Центральной российской универсальной бирже. Представители Минэкономразвития таким образом сняли с себя обузу излишнего контроля. А новое известие лишь добавило волнений в рыбацкую среду. С чем это связано, размышляет заместитель председателя комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию Валентин ЛУНЦЕВИЧ.
— Все началось с постановления правительства № 1010 и последующего распоряжения 146Р от 1 февраля нынешнего года, — рассказывает депутат. — Первый документ определял порядок проведения аукционов, а второй — уточнял, какие объемы квот должны распределяться на аукционной основе, в том числе на промышленный лов, научно-исследовательские и другие цели.
Суть вопроса: большинство рыбаков не согласно с введением платы за биоресурсы, хотя новые рыночные механизмы закономерно ведут к этому. Еще при разработке в Госдуме закона о рыболовстве камнем преткновения был именно раздел о платности биоресурсов. И несмотря на ее провозглашение в Гражданском кодексе РФ и налоговом законодательстве, волнения и споры по-прежнему не утихают. В принципе с рыночной постановкой вопроса соглашаются все. Но требуют разумности и этапности введения платы, четкого порядка сбора и аккумулирования средств.
Острота проблемы и в том, что в 2001 году рыбаки лишились так называемых внебюджетных целевых фондов, из которых часть средств направлялась на развитие отрасли. Но чтобы избежать распыления финансов, правительство их объединило: все государственные деньги, за исключением Пенсионного фонда, с нынешнего года распределяются из одного “кошелька”. Решение прекратить разбазаривание инвестиций, желание развивать собственную перерабатывающую базу и поддерживать приморские территории многих лишило государственных кормушек, однако окончательный крест на бесплатности биоресурсов поставлен не был. В постановлении № 1010 предусмотрели: если доставка рыбы на российский берег для переработки будет гарантирована, то и биоресурсы для рыбаков будут бесплатными. А вот при проведении аукционов за них нужно будет платить. Комитет Госдумы по природным ресурсам и природопользованию это поддержал, хотя и не без оговорок.
Суть думских претензий в том, чтобы проводить аукционы не только в центре, но и в регионах в соответствии со сформированной новой властной вертикалью и перераспределением денежных потоков через Дальневосточный, Северный, Южный федеральные округа. Такая мера помогала бы целенаправленней выбирать претендентов на прoведение и организацию самих конкурсов среди товарно-сырьевых бирж и стимулировать привязку рыбопереработки к месту вылова. Указали депутаты и на необходимость обязательных отчислений (возможно, 30 процентов, по аналогии с алкогольным акцизом и другими косвенными налогами) на развитие самих территорий.
Из аукционных отчислений, безусловно, должны быть выделены средства для поддержки рыборазведения и обширных программ научных исследований в отрасли. В бюджет нынешнего года за счет продаж квот запланировано собрать 5,8 млрд. рублей. Однако средства на рыборазведение в них практически не зарезервировали. Пришлось приложить немало усилий, чтобы найти на эту статью хоть небольшие деньги. Собрали 238 млн. рублей. Они пойдут на рыборазводные заводы Дальнего Востока, Курил, Севера. К сожалению, в полную силу сегодня работают немногие рыбозаводчики. Но и эту проблему можно было бы решить за счет отчислений от аукционов. Ориентироваться тут нужно на Данию, Норвегию, Финляндию. Там за счет планового воспроизводства рыбы получают до половины всех промышленных уловов.
Однако главный момент аукционных продаж рыбы должен касаться порядка распределения промышленных квот. Без вмешательства правительства здесь не обойтись. Поэтому я обратился к вице-премьеру В. Христенко с предложением откорректировать пункт 2 постановления № 1010 о квотировании. В нем правительство делает промышленные квоты бесплатными, если все биоресурсы доставляются на российский берег. Однако анализ показывает: полная переработка всего вылова внутри страны сегодня практически невозможна. Только в Мурманской области из 170 тысяч тонн вылавливаемых тресковых берег может переработать максимум 40 тысяч. “Рыбное несварение” отечественной перерабатывающей промышленности, способной принять менее пятой части продукции, заставляет сегодня сдавать рыбу в Норвегию, Данию, Исландию, на Дальнем Востоке — в Японию. В случае если весь улов будет поступать на российский берег, возможны полный обвал рынка и затоваренность складов. Только в одном ЗАО “Севрыба” по некоторым видам биоресурсов в холодильниках в прямом и переносном смысле заморожено около 20 тысяч тонн продукции. Рыба не находит спроса и потому, что продавать дешевле себестоимости ее нельзя. Для моряков это чревато банкротством. А если и дальше, не наладив сбыт, гнать “свой” рыбный поток, на внутреннем рынке будут подорваны цены и начнется массовое разорение предприятий отрасли.
Ресурсы, добываемые в стране, должны быть востребованы. При выдаче квот отечественным переработчикам это обязательно следует учитывать. В 2001 году, может быть, и в 2002-м следовало бы частично оставить старый порядок реализации морепродуктов. Пусть часть квот остается для России и часть — для заграницы, тем более что и без того ряд российских фирм вплотную работает с иностранцами по схеме, аналогичной соглашениям о разделе продукции. Только постепенное внедрение экономических новаций способно предотвратить возможные обвалы биоресурсного рынка. Его участники с российской стороны должны знать: если они не станут налаживать сеть реализации поэтапно, строить отечественные предприятия переработки, развивать экспорт в соответствии с мировыми стандартами, право на бесплатные квоты будет уменьшаться.
Автор: "Думская панорама"