Не просить, а работать

В повестке дня прошедшего на прошлой неделе заседания экономического совета при администрации края, которое проводил и.о. губернатора Валентин Дубинин, стоял вопрос о перспективах социально-экономического развития северного Приморья.

20 март 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №947 от 20 март 2001

В повестке дня прошедшего на прошлой неделе заседания экономического совета при администрации края, которое проводил и.о. губернатора Валентин Дубинин, стоял вопрос о перспективах социально-экономического развития северного Приморья.

С докладом на эту тему выступил председатель координационного совета ассоциации экономического взаимодействия “Северное Приморье” Виктор Косенко.

В ассоциацию “Северное Приморье” входят 15 муниципальных образований. Правда, непосредственно к северным районам относятся только пять, еще 10 районов – в центральной части края. Экономика этих территорий, богатых природными ресурсами, основана на их переработке. Здесь сосредоточена вся горнорудная промышленность, выпускающая 100 процентов боропродукции, 80 процентов свинца, 30 процентов олова и цинка, 40 процентов вольфрама, производимых в России. Стоимость всех добытых в 1999 году полезных ископаемых составила почти 4 млрд. рублей. Территории “Северного Приморья” имеют 92 процента лесных ресурсов края. По данным ученых ТИНРО-центра, в 12-мильной прибрежной зоне северного Приморья можно ежегодно добывать около 170 тыс. тонн рыбы и гидробионтов, стоимость которых более 60 млн. долларов. За счет освоения этих ресурсов четыре района могут выйти из числа дотационных.

В то же время люди покидают эти территории – только с 1992 года население северных районов сократилось почти на 10 процентов.

За годы реформ многие рудники закрылись, действующие отрабатывают в основном богатые участки месторождений. Финансирование перспективных поисково-разведочных проектов практически прекращено. В лесной отрасли доступная ежегодная расчетная лесосека в 6 млн. кубометров используется в среднем на 50-60 процентов. Объемы сельскохозяйственного производства ежегодно падают, несмотря на то, что северные территории имеют 140 тысяч гектаров пашни. А морские биоресурсы осваиваются только на 20 процентов. Причину этого руководство ассоциации видит в постоянном росте цен на электро- и железнодорожные тарифы, материалы, таможенные пошлины, что привело к старению основных фондов и низкой эффективности производства. Из-за высоких ставок невозможно взять кредиты, чтобы поднять производство. Государственные целевые программы практически не финансируются.

Для изменения ситуации, как было отмечено на экономическом совете, необходимо развитие базовых отраслей производства. Это углубленная переработка полиметаллических руд, развитие прибрежного рыболовства, биотехнологии, добыча и обработка неметаллического сырья, развитие экологического туризма, индивидуального жилищного строительства, малой энергетики, восстановление регулярных транспортных связей.

Но решение всех этих вопросов упирается в отсутствие средств. Виктор Косенко предложил обратиться к правительству РФ с предложениями, в основном касающимися выделения средств для компенсации тарифов на электроэнергию, снижения железнодорожных тарифов, отмены экспортных таможенных пошлин на свинцовые, цинковые, оловянные и вольфрамовые концентраты для предприятий цветной металлургии северного Приморья, и другими.

С такой постановкой вопроса не согласился и.о. губернатора края Валентин Дубинин. “Все сказанное верно. Но ассоциация опять занимает позицию просителя, - сказал он, - дескать, получим деньги - начнем работать. Но завтра, я уверен, опять будет “дай”, потому что есть много вопросов, которые мы можем, но не хотим решать сами”.

Собственные доходы в бюджетах 15 районов, входящих в ассоциацию, составляют, по данным комитета экономики и планирования администрации края, только 12 процентов, в среднем же по краю этот показатель составляет 58 процентов.

За время своего существования, по словам председателя комитета по экономике и планированию Светланы Париновой, ассоциация не представила ни одного реального бизнес-плана по развитию северного Приморья, который мог бы быть передан в министерство экономического развития или в правительство. Хотя на протяжении трех последних лет можно было представлять бизнес-проекты и бизнес-планы для реализации за счет фонда развития РФ. А все разговоры ассоциация “Северное Приморье” вела только с позиции требования денег на разработку программы социально-экономического развития северного Приморья.

Позиция сидеть и ждать, пока будут даны средства, удобная, но не государственная. Поэтому Валентин Дубинин предложил руководству ассоциации и главам муниципальных образований искать собственные источники финансирования, использовать возможности кредитных учреждений, привлекать инвестиции для реализации конкретных программ, вносить конкретные предложения на рассмотрение администрации края, думы края, а уже потом правительства. Тем более что в этом году краевая администрация будет готовить предложения по развитию Приморья для внесения их в обновленную программу “Дальний Восток и Забайкалье до 2010-2015 годов”. Программа предыдущих годов разрабатывалась с учетом бюджетного финансирования. Но оно составляет всего 9 процентов, остальное были средства предприятий, заемные, кредитные. Сейчас комитет будет вести работу со всеми муниципальными образованиями, чтобы представить реальные проекты и программы, обеспеченные бизнес-планами.

Это предложение Валентина Дубинина поддержали и другие члены экономического совета, считающие, что социально-экономическая ситуация северного Приморья не может рассматриваться в отрыве от остальных территорий края, это ведь не удельное княжество.

“Вряд ли что-то необычное в Приморском крае мы должны делать для северного Приморья или для южного Приморья, как и для восточного или для западного, - говорит директор Владивостокского морского торгового порта Михаил Робканов. - Прежде всего мы должны решить, что мы можем сами сделать, чтобы не было ни одного убыточного муниципального образования. Это не дело, что в Приморье, богатом природными ресурсами, где есть высокий научный потенциал, квалифицированные специалисты, всего три района-донора, остальные дотационные”.

Официальная хроника

12,6 миллиона рублей, поступивших из федерального бюджета, выделено распоряжением и. о. губернатора края на реализацию федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Из них около 3 млн. рублей направлено на обеспечение инвалидов транспортными средствами или компенсацию расходов на транспортное обслуживание, санаторно-курортное лечение, оплату проезда инвалидов в транспорте общего пользования и на приобретение бытового газа. Еще 4,8 миллиона рублей перечислено в бюджеты муниципальных образований на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение топлива и оплату проезда на внутригородских и пригородных автобусных маршрутах. Кроме того, выделены средства в объеме 6 миллионов рублей для обеспечения льгот, установленных федеральным законом “О ветеранах”. Из них 1,6 миллиона рублей переведено администрациям муниципальных образований на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение газа и оплату проезда на внутригородских и пригородных автобусных маршрутах. 4 миллиона рублей предоставлено департаментом здравоохранения администрации края на обеспечение ветеранов лекарственными средствами. Часть средств будет перечислена ООО “Владморпасс” и ОАО “Приморавтотранс” в счет оплаты проезда ветеранов морским и автомобильным внутрикраевым транспортом.

И. о. губернатора края подписано постановление о реализации в 2001 году соглашения между администрацией края и правительством Республики Беларусь. В частности, будут продолжены поставки рыбы, рыбопродукции и товаров промышленного назначения в Беларусь. Изучается возможность поставки в Приморье средств для тушения лесных пожаров, производимых Гомельским химзаводом. Планируется наладить поставки тракторов “Беларусь” на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и создать центр по реализации и сервисному обслуживанию тракторов “Беларусь” на базе ОАО “Приморский авторемонтный завод”. Рассматривается возможность открытия прямой авиалинии Владивосток - Минск, на которой перевозки будут осуществлять владивостокские авиакомпании. Кроме того, в рамках постановления идет работа над проектами перевозки транзитных грузов из стран АТР в Республику Беларусь через порты Приморья.

Автор: Татьяна СИТНИКОВА