Опять весна на белом свете…

Вот теперь уже с полным основанием можно сказать: успешно завершилась гуманитарная акция “Посылка на войну”, которая была проведена в крае.

16 март 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №946 от 16 март 2001

Вот теперь уже с полным основанием можно сказать: успешно завершилась гуманитарная акция “Посылка на войну”, которая была проведена в крае.

Валентина Деревова, председатель Совета родителей военнослужащих Приморского края, вернулась из командировки из Чечни, где нашим ребятам были вручены подарки и письма из родного Приморья.

О том, как из Владивостока гуманитарный груз был доставлен в горячую точку, можно писать отдельную повесть, полную неожиданных поворотов, коллизий, тревог и надежд. Стоит отметить, пожалуй, два момента. Шокирующий – за перевозку груза в самый последний момент военные потребовали оплаты в полном объеме. И второй, обнадеживающий. Благодаря неравнодушию, участию других людей в погонах все-таки военным бортом он пошел по назначению.

Летели через всю Россию навстречу метелям и морозам, военнослужащие, кому предстояло нести свою службу в мятежной Ичкерии, - навстречу неизвестности и опасной судьбе. Из-за непогоды сутками задерживались на военных аэродромах. Стихали шутки и смех, суровели лица пацанов. Эти перемены были разительными и сразу бросались в глаза.

Моздок встретил чернильной густотой ночи, бьющим ароматом наступающей весны. Шел дождь. На аэродроме встречали специально приехавшие спецназовцы. На следующий день в их сопровождении два груженых “КамАЗа” по окружной дороге выехали в Ханкалу. За три с половиной часа, что заняла дорога, по словам Валентины Деревовой, она не раз прокрутила мысленно нить своей жизни. Напрягаться было отчего. Особая группа разведчиков с двумя собаками, специально натренированными на обнаружение мин, впереди проверяет участок дороги. А затем – движение машин на высокой скорости до следующего блокпоста. Мимо мелькают поля, где-то уже вспаханные, но большей частью, как говорят военные, заминированные – боевики активизировались. Брошенные виноградники, мертвые нефтяные вышки и дворцы, дворцы – из красного кирпича, поражающие размахом и масштабностью. Стройка явно идет не за счет денег, выделяемых российским бюджетом на восстановление Чечни. Скорее всего задействованы средства от нефтяной деятельности подпольных мини-заводов, коих здесь множество.

- Работающих чеченцев я не видела ни разу, - говорит Валентина Петровна, - стоят, собравшись по нескольку человек, женщины, мужчины, настороженно бросая взгляды в сторону передвигающихся колонн федеральных сил.

Зато бойко идет торговля в коммерческих ларьках. Для военных есть уже свои приметы: открыты киоски, значит, в поселке идет своим чередом повседневная жизнь. Как только запираются различные магазинчики “1000 мелочей”, значит, обстановка накаляется, жди неожиданного поворота событий.

Сунжинский лес (Терский хребет) проезжали при особой боевой готовности, это был самый опасный участок дороги. Впрочем, в Чечне любой отрезок пути – чрезвычайно опасный, несущий кровь и смерть. “Чтобы все пули – мимо”, - как материнский наказ-заклинание произносила Валентина Петровна, общаясь с ребятами. И уже здесь, во Владивостоке, держала ответ перед матерями, подробно рассказывая, как дети выглядят, какое настроение. Позвонила Ольга Ивановна Подгорбунская: вдруг сталкивались с моим Мишей? “Так у меня про него много что есть сказать, - обрадовалась Деревова, - привезла вам грамоту от командования части за воспитание сына, в ней еще говорится о мужестве, проявленном Мишей во время выполнения ответственного боевого задания. Вы можете гордиться своим сыном!” Рассказала, что Миша, когда фотографировался, попросил напечатать два снимка. Один передать маме, а второй – Галине Викторовне Киселевой, которая вот уже лет 30 бессменно руководит клубом “Юный патриот Родины”. Не одному пацану дала она путевку в жизнь. И мальчишки помнят ее, любят, благодарят за науку.

Из множества встреч во время нелегкой командировки запомнилась еще одна. В расположении одной из воинских частей зашла Валентина Петровна в штаб дивизии - представиться, познакомиться с командованием, решить ряд организационных вопросов. Сергей Васильевич, заместитель командира, пристально всматривается ей в лицо. “Может, в одежде непорядок”, - смутилась даже под его взглядом Валентина.

- А я вас знаю, Валентина Петровна.

- Откуда?

- А вы тоже приезжали с гуманитарной помощью, был это август 95-го года, в 245-й полк.

- Конечно, помню, у меня там еще сын младший служил.

- Вот и вновь довелось встретиться. И опять на дорогах войны…

Много таких встреч-узнаваний было и у Сергея Кондратенко, полковника запаса, воевавшего в Чечне в первую кампанию, который также сопровождал гуманитарный груз. В одной из боевых частей он вручил военнослужащим Андреевский флаг, который, как он сказал, оберегал морских пехотинцев в 95-м.

- Нас кругом встречали радушно, гостеприимно, с готовностью оказывали посильную помощь, я же старалась везде как можно больше времени провести с ребятами, – рассказывает Валентина Петровна. - На что сразу обратила внимание: высочайшая дисциплина, мальчишки постоянно заняты. Ранний подъем, день начинается с зарядки, силовые упражнения в одной части меня просто умилили: штанги нет, так ребята где-то раздобыли строительные козлы и тягают себе – жим, рывок. Учебные тренировки, боевые задания – в ночь ли, предрассветным ли утром, днем. Особое отношение офицеров – требовательное, заботливое. В спецназе каждую группу на задание отправляет и встречает командир части, так заведено.

Что касается быта, он налажен, в палатках чисто, тепло, питание хорошее. Только в этот раз мы мальчишек салом не побаловали, жаль, вот в прошлый раз его было больше 50 кг. Зато они мне показали свои “плантации” – на небольшом участке уже взошла петрушка, заготовили для посадки семенной картофель. Еще такая деталь: много любимчиков – кошек, собак, воспитывают их, ухаживают. В спецназе смотрю – и Перец, симпатичная такая овчарка-щенок, каждый раз отправляется вместе со всеми на построение. На ошейнике отличительный значок.

А стреляют там постоянно, грохот непрестанный. Первые двое суток я спать не могла. Потом то ли усталость сказалась, то ли уже попривыкла. И вот до сих пор какая-то зябкость внутри, не от холода, а от какой-то “сжатости”, будто от всего увиденного и пережитого душа уменьшилась в объеме – больно и тревожно за мальчишек. Ведь дети, совсем дети. Зову фотографироваться, они уговаривают: никуда не уходите, вот только боевую раскраску на лицо нанесем. Бегут назад – один другого краше!

Подарки вручаю, прижму к себе, целую – за маму, за папу... И чувствую – бьется учащенно пацанячье сердечко…

Перед отправкой домой Валентина Петровна вновь у военнослужащих бригады особого назначения. Прощальный ужин. Построение. Теплые слова благодарности. Вручают тельняшку – на добрую память. Грамоту – за мужество и воинскую доблесть. И стоят перед ней навытяжку солдаты и офицеры, по приказу ли, по велению ли сердца выполняющие в Чечне свой воинский долг. Она шагнула вперед.

- Ребята, хочу вам сказать…

И замолчала. Перехватило дыхание.

И вдруг – в едином порыве – шквал рукоплесканий. Женщине. Матери.

Да и всем приморцам, кто вложил свою душу и сердце, отправляя в горячую точку подарки для воинов.

Автор: Ольга МАЛЬЦЕВА, "Владивосток"