А в Китае за это расстреливают

Толстого лори засунули в носок, прилепив его скотчем к штанине. Какаду повезло еще меньше. Птицу перевозили в картофелечистке! Его собрата, чтобы не кричал, пытались напоить водкой, предварительно разжав клюв плоскогубцами. В результате клюв сломали. Так переправляется через таможню живой товар.

12 март 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №942 от 12 март 2001

Толстого лори засунули в носок, прилепив его скотчем к штанине. Какаду повезло еще меньше. Птицу перевозили в картофелечистке! Его собрата, чтобы не кричал, пытались напоить водкой, предварительно разжав клюв плоскогубцами. В результате клюв сломали. Так переправляется через таможню живой товар.

Выживших после варварской перевозки животных вернуть на родину невозможно. У нас отсутствуют центры их спасения и реабилитации. Поэтому они передаются новым хозяевам. Но в неволе несчастные звери – обитатели тропических лесов Южной Азии (именно отсюда везут “экзотику”), как правило, живут недолго. По словам сотрудников Дальневосточной оперативной таможни, им удалось проследить судьбу толстых лори, задержанных при досмотре. Так вот, ни один из них не выжил. Но это не останавливает браконьеров и любителей заморских диковинок.

Все больше тревожат расхищение и распродажа собственной живой природы. В 2000 году сотрудниками таможен региона пресечено 120 попыток перемещения различных видов дикой флоры и фауны с нарушением установленного порядка и правил. Из них 26 связаны с незаконным вывозом животных и растений, занесенных в Красную Книгу РФ, 50 с незаконным вывозом объектов, включенных в приложения СИТЕС (Конвенция о международной торговле дикими видами флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения). Из животных и растений Дальнего Востока, которые подпадают под СИТЕС, уничтожаются и вывозятся “за бугор” уссурийский тигр, гималайский и бурый медведи, дальневосточный леопард, кабарга, калуга, осетр, женьшень.

Среди того, что удалось задержать таможенникам в 2000 году, – более 100 медвежьих лап, 88 шкурок соболя, 554 шкурки колонка, 2705 шкурок норки, 5,6 кг мускуса кабарги, 800 кг китового жира, 76,6 кг икры осетровых рыб, 376 кг осетра амурского, 120 кг калуги, 2677 кг трепанга сушеного, 31,728 кг женьшеня.

– Задержанная на таможне контрабанда – это только верхушка айсберга, - считает заместитель начальника отдела по борьбе с особо опасными видами контрабанды Дальневосточной оперативной таможни Сергей Ляпустин.– Дальний Восток – объект пристального внимания множества иностранных граждан. Не ожидая милости от своей скудной природы, они стремятся урвать от чужой. Например, в Китае, на границе с нами, строится деревоперерабатывающий завод, в то время как вырубка тамошних лесов строго запрещена. Видимо, надеются на соседей.

Кстати, среди пойманных с поличным контрабандистов преобладают именно жители Поднебесной. А основные объекты контрабанды – это части животных и растений, используемые в традиционной восточной медицине и кухне. Часть из задержанного таможенниками передается в Госкомэкологии России, а остальное просто уничтожается. Потому что не все, что используется, к примеру, в фармакологии других стран, имеет спрос и у нас.

Взывать к совести браконьеров бесполезно. Нарушители прекрасно знают, ради чего идут на риск. Например, килограмм дикорастущего женьшеня на мировом рынке стоит от $15000 до $75000. И хотя наши “дельцы” продают его почти за бесценок, деньги, вырученные за одну удачно провезенную партию женьшеня, во много раз превосходят наказание, которое грозит браконьеру-старателю. Лишь в самом неприятном для браконьера случае он пойдет под суд по статье 188 Уголовного кодекса РФ о контрабанде. Кара за его деяния в таком случае сведется к лишению свободы до пяти лет с конфискацией. Но чаще всего подобные дела закрывают, не доведя до суда. Более того, очень часто изъятое из торгового оборота в результате суда возвращается к браконьерам. Совершенно иначе дело обстоит в Южной Корее. Там браконьеру грозит до 10 лет тюремного заключения и штраф до $25000. А в китайской провинции Сычуань несколько лет назад была расстреляна группа браконьеров, охотившаяся на бамбукового медведя панду. Чтобы предотвратить вывоз и ввоз редких и исчезающих животных и растений, необходим более суровый закон. Однако до сих пор он отсутствует. А Таможенный кодекс, принятый в 1995 году, безнадежно устарел и на сегодняшний день не может регулировать правовые отношения. Но если не ужесточить наказания за контрабандную деятельность и не усовершенствовать технологию таможенных досмотров, не удастся спасти даже то, что осталось. А может быть, все дело в экологическом воспитании? Отношение человека к природе, ее богатству и потреблению очень напоминает раскачивание маятника. На определенных этапах этот маятник заносит так, что с лица земли стираются целые популяции животных и многие виды флоры. Потом что-то восстанавливается хотя бы в виде символов, как ливанский кедр на знамени, которого в действительности уже никто и не помнит. Сегодня мы, по чьей-то меткой фразе, мчимся в поезде со слепым машинистом и на предельной скорости. А впереди – обрыв….

Автор: Ольга НОВИКОВА, специально для "В"