Планета знаний и любви
"Пожалуйста, не забудьте написать: я признаюсь в любви своему десятому "А". Я благодарна своим ребятам за понимание и отзывчивость. Они очень добрые, хорошие дети, нет, уже не дети, люди, личности", - говорит Ольга Виселова. Может, оттого, что учитель не стесняется вот так просто и непедагогично признаваться в любви к детям, они отвечают ей взаимностью.
"Пожалуйста, не забудьте написать: я признаюсь в любви своему десятому "А". Я благодарна своим ребятам за понимание и отзывчивость. Они очень добрые, хорошие дети, нет, уже не дети, люди, личности", - говорит Ольга Виселова. Может, оттого, что учитель не стесняется вот так просто и непедагогично признаваться в любви к детям, они отвечают ей взаимностью.
Планету знаний и любви дарит своим ученикам Ольга Виселова – учитель географии школы № 13, победитель городского конкурса Владивостока “Учитель года-2001”
На конкурсном уроке учитель с учениками делали весну. Такой вот любопытный поворот. “Мне досталась тема урока “Русская равнина”, - рассказывает Ольга Викторовна. – Географы знают, это не очень выигрышная тема, а лишь вводная лекция к большой дальнейшей работе. Как сделать ее интересной для ребят? Пришлось постараться, построить урок так, чтобы предложить и ролевую игру (ребята стали гидрографами, геоморфологами, климатологами), и видеофильм. К концу урока наша береза – этот символ русской равнины муж сделал из ватмана – зазеленела листьями: каждый новый лист – то, что узнали школьники о равнине, о климате, внутренних водах, истории исследований”.
Везет же тем ребятам, что учат у Ольги Виселовой географию. Конечно, география – это не только тайны Бермудского треугольника, кенгуру в Австралии, фантастический мир Мирового океана, идолы острова Пасхи. Это еще и всякие там литосферные плиты, карты полезных ископаемых, демографии и трудовых ресурсов. “Но если я не преподам урок-сказку, дети не будут спешить на уроки, стремиться познавать”, - признается Ольга. И потому вместо всяческой рутины и скуки у нее что ни урок, то какая-нибудь деловая или ролевая игра, урок-путешествие, географический ринг или аукцион, загадки, кроссворды, легенды. Вот, скажем, аукцион. Вместо того чтобы довольно нудно рассказывать, как человек использует реки, в руках учителя появляется гонг. И посыпались ответы: для выработки электроэнергии! Для промышленного лова рыбы! Кто больше? Как транспортные артерии! Мыслительная деятельность нарастает, вспоминается все, что читалось и смотрелось. И уже когда перечислено будто бы все, кто-то из учеников добавляет: река – источник вдохновения для художника. “Продано!”
Даже удивительно, как иные учителя из года в год не устают талдычить одно и то же, тогда как арсенал творческих методик – как россыпь драгоценных камней. И как жаль, что в газетах о бедственном социальном положении учителей, об их нищенском существовании – а куда ж деваться от такой правды - пишут несравнимо чаще, чем о творческом полете.
Или вот еще – конкурс одного вопроса. Можно получить приз за один ответ, но на какой вопрос! Что произойдет, если вдруг льды Антарктиды растают? Вот где требуется не только полет фантазии, но и широкие знания, умение логически мыслить, сопоставлять.
“Конечно, я много читаю профессиональной литературы, журналов, знаю опыт работы талантливейших педагогов современности – Амонашвили, Шаталова, методику развивающего обучения Занкова и многое другое. А вот одна из любимых фраз принадлежит не педагогу. Бернард Шоу как-то сказал: если вы хотите научить человека чему-либо, он никогда этому не научится. Признаться, я долго не могла понять смысл этих слов. Лишь проработав с детьми не один год, поняла: мы сможем чему-либо научить своих ребят только тогда, когда они этого захотят! Мотивация – вот с чего надо начинать учителю каждый учебный год. С вопроса: зачем? И конечно же увлекать ребят – мир бесконечно, захватывающе интересный”.
Любопытно, что чаще всего дети по природе своей знают ответ на трудный вопрос: зачем? Да нет, не сдавать экзамен в вуз, географию редко где сдают, да и как банально бы это звучало. Между прочим, учитель позволяет написать честно: такой предмет не нужен. Еще ни один так не ответил. Пятиклассники признаются: география нужна, чтобы в лесу не заблудиться, да и просто интересно – самое ценное слово для Ольги Викторовны. Шестиклассники – чтобы познать окружающий мир и знать, что произрастает в Австралии и на берегу Амазонки. В восьмом – чтобы полнее представить картину мира, в девятом – чтобы найти взаимосвязи в природе и обществе, прогнозировать и проектировать изменения на планете…
Еще Ольге Виселовой очень нравится такой образ: школа – она как мир, и работать здесь должны разные люди – красивые и не очень, умные и не совсем, оптимисты и пессимисты, артистичные, как звезды и тихони. Одно качество обязательно – любить детей.
Кто-то из талантливых педагогов, размышляя о профессии и перебирая собранные за лета “камушки на ладонях”, посоветовал: “Развивай в себе незаурядность: дети не любят “пирожков ни с чем”. Наверное, всякий талантливый учитель приходит к пониманию этой истины своим путем. Главное, живут они талантливые, ярко и как-то неуемно. Между прочим, Ольга Виселова лишь в ноябре вернулась из большой поездки по США – выиграла грант. Там, в Вашингтонском аэропорту, и купила замечательный глобус – с веселыми глазами и руками – так и хочется пообниматься с этакой планетой. Теперь мечтает освоить компьютер и соединить свою географию с его глобальными возможностями. Так что впереди у ее ребят – множество восхитительных совместных “дегустаций”!
Автор: Марина ИВЛЕВА, Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"