В машинах этих – русский дух
“Аскольд” все более решительно внедряется со своей продукцией на российский рынок сельхозтехники. Уже второй год подряд темпы роста выпуска сельхозмашин характеризуются прибавкой в полтора раза. На поля Дальнего Востока и Сибири нынешней весной выйдет около 560 аскольдовских агрегатов, причем 429 – в нашем крае.
“Аскольд” все более решительно внедряется со своей продукцией на российский рынок сельхозтехники. Уже второй год подряд темпы роста выпуска сельхозмашин характеризуются прибавкой в полтора раза. На поля Дальнего Востока и Сибири нынешней весной выйдет около 560 аскольдовских агрегатов, причем 429 – в нашем крае.
С выставки этой техники и начался в минувшую пятницу семинар-совещание работников агропромышленного комплекса Приморья, в котором участвовали главы муниципальных образований, начальники сельхозуправлений, руководители и ведущие специалисты хозяйств, в том числе и фермерских, – всего около 400 человек. И еще на него были приглашены федеральный инспектор по Приморью Павел Лысов, руководители краевой думы, а также китайского города Суйфэньхэ. Вел семинар исполняющий обязанности губернатора края Валентин Дубинин. А ассистировали ему руководители соответствующих агропромышленных служб краевой администрации, выступившие с докладами.
Нужно отметить, что это – вторая весенняя “сходка” аграриев с единственным в крае производителем сельхозтехники. Начались они в прошлом году по инициативе куратора села в губернаторских структурах Валентина Дубинина, который в середине 90-х годов не только предложил аскольдовцам наладить выпуск нужных Приморью сельхозмашин, но и дал ход конкретному заказу из комплекта почвообрабатывающей техники, “пробил” под него инвестиции с почти полной предоплатой. И на сегодня завод смог так раскрутиться, что в его номенклатуре уже более 20 наименований сельхозорудий и их модификаций, 13 из которых и были представлены на выставке, развернувшейся на открытой площадке склада готовой продукции.
Мне не раз приходилось беседовать с руководителями районных администраций, коллективных и частных крестьянских хозяйств на темы аскольдовской техники. И каждый раз тональность отзывов была в основном положительная. Но, наверное, максимально концентрированную характеристику ей дал в последней беседе со мной руководитель крестьянского хозяйства из Уссурийского района Андрей Галаев:
- Мы купили в прошлом году на “Аскольде” гребнеобразователь – здорово понравился. Во-первых, сделан с учетом русской психологии, прочно, надежно. Во-вторых, цена устраивает. Он сильно нас выручил в условиях прошлогодних тайфунов: несмотря на то, что часть посадок картофеля затопило, без урожая мы не остались.
Вот она, знаменитая голландская технология полеводства в действии...
На семинаре В. Дубинин настаивал на том, чтобы главы районных администраций активнее участвовали в решении проблем сельхозпроизводящих предприятий.
- Для вас это одна из первоочередных задач, - подчеркнул он, открывая его. – Ведь тем самым вы решаете сразу несколько проблем, в том числе продовольственную, занятости и налоговых поступлений в местный бюджет.
В своем выступлении генеральный директор “Аскольда” Станислав Шаторный и начальник производства сельхозтехники Леонид Кравчук привели ряд цифр, характеризующих качество выпускаемых машин с позиции производителя, и экономические характеристики их производства. Все правильно: покупатель должен знать, что ему предлагают и почему именно за такую цену. Так вот в 2000 году процент рекламаций на заводскую технику составил всего 2,2 процента и сократился более чем вдвое. Причины дефектов кроются в конструктивных недоработках из-за отсутствия опыта эксплуатации новинок сельхозтехники в реальных условиях. Но на все замечания потребителей техники завод оперативно реагирует, устраняя их. Так, только на сеялке точного высева против начального варианта сделано семь конструкционных изменений. Восемь – на роторном кормоизмельчителе.
Да, дороговата техника “Аскольда”, но, например, ее зарубежные аналоги стоят вдвое-втрое больше. А отечественные – наоборот, дешевле. Но все российские заводы-конкуренты уже только расстоянием “привязаны” к поставщикам металлов, в то время как железнодорожные перевозки для приморского производителя практически удваивают его стоимость. И электричество обходится многократно дороже. Притом, что лишь эти две составляющие в себестоимости аскольдовских машин занимают 52 процента, завод все-таки проводит щадящую крестьянина ценовую политику. В итоге рентабельность производства сельхозтехники всего 1,6 процента. А это значит, что нет не только “навара”, но и средств для более динамичного развития производства. Однако и поднимать цены пока нельзя – это значит лишиться заказчика и самой работы. Вот в таком “цугцванге” живет “Аскольд”, в своем кадровом и техническом потенциале готовый на гораздо большее.
И еще. Потребитель из приморского села должен учитывать, что “Аскольд” – вот он, рядом. На каждую поломку среагирует немедленно, тогда как до западного производителя техники не доберешься. Случись беда в посевную – пропал весь сезон.
А вот что говорил Сергей Сидоренко, директор краевой опытно-овощеводческой станции, возглавляющий в краевой думе комитет по продовольствию и аграрной политике. Это здорово, что в Приморье есть свой завод по выпуску сельхозтехники, заметил он, и ряд образцов ее – это машины третьего тысячелетия, способные в той или иной области сельскохозяйственного производства совершить технический переворот. Однако аскольдовцам нужно все-таки еще больше стремиться к снижению цен на эту продукцию. Ведь сегодня в нашем крае до 90 процентов хозяйств – убыточные. Да, большинство наших хозяйств пока не в состоянии напрямую купить аскольдовскую машину – даже несмотря на то, что завод готов к расчету не только живыми деньгами, но и бартером. В том числе и поэтому организован краевой лизинг на сельхозтехнику. Кстати, первый на таком уровне во всей России - до сих пор был только федеральный. По данным начальника отдела механизации департамента сельского хозяйства краевой администрации Николая Короля, за прошлый год 70 процентов аскольдовской техники было отпущено сельхозпредприятиям Приморья именно лизинговым способом реализации – с отсрочкой платежей на три-пять лет. В то же время, по мнению С. Сидоренко и согласно представленным им данным, лизинговые возможности в крае используются плохо. Забитые бюджетом и на развитие агропромышленного комплекса, и на лизинг суммы выделяются далеко не в полном объеме. Лизинг, заявил он, должен для краевой администрации и думы стать первоочередной задачей в финансировании АПК. Иначе ни о каком развитии сельскохозяйственного производства не может быть и речи.
Как считают специалисты, если бы краевой лизинговый фонд наполнить до 100-120 миллионов рублей (а в прошлом году было потрачено многократно меньше), то уже через три года Приморье довело бы парк необходимых сельхозмашин до 100 процентов.
На семинаре много говорилось о других проблемах села. В частности, о неудовлетворительном состоянии машинно-тракторного парка Приморья, который только в течение 2000 года уменьшился по тракторам на 8 процентов. О проблемах обеспечения семенами и ГСМ в канун посевной. О низком уровне животноводства и многом другом. Подвел итоги семинара В. Дубинин. Он жестко прошелся по дисциплине труда и информированию на всех уровнях сельскохозяйственного производства. Призвал аграриев перенимать лучший опыт использования аскольдовской и другой техники для повышения урожайности культур и оперативной уборки выращенной продукции.
- Это отрасль, без которой нам жить нельзя, - подчеркнул Валентин Степанович. – Это продовольственная безопасность края, которая выше военной.
Автор: Виктор ДЕБЕЛОВ, "Владивосток"