Колеса арсеньевской “муниципалки”

По движению городского транспорта в Арсеньеве можно сверять часы. По крайней мере, на трех маршрутах из четырех, где график движения пассажирских автобусов соблюдается с точностью до минуты. Такого не было ни в какие иные времена.

6 март 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №940 от 6 март 2001

По движению городского транспорта в Арсеньеве можно сверять часы. По крайней мере, на трех маршрутах из четырех, где график движения пассажирских автобусов соблюдается с точностью до минуты. Такого не было ни в какие иные времена.

- Нам удалось не только сохранить муниципальное автопредприятие, но и качественно улучшить его работу, - говорит директор Арсеньевского ПАТПа Анатолий Шевченко. – Хотя парк машин изношен до предела, техника уже несколько лет не обновляется. Как выкручиваемся – это наши проблемы.

Муниципальный транспорт Приморья практически прекратил свое существование. Из более чем 30 городов и районов края лишь три администрации имеют теперь “муниципалку” на колесах. Кроме Арсеньева - еще благополучные по наполняемости бюджета донорские Владивосток и Находка. Что-то пытаются реанимировать в Артеме. Все остальные муниципалитеты вынуждены были отдать столь важный в социальном смысле участок местного хозяйства в руки коммерсантов.

Сегодня Арсеньев сохраняет самый низкий в крае тариф на проезд на внутригородском транспорте. При этом сдерживается цена и в частном извозе. Там и здесь билет на одну поездку стоит всего 3 рубля.

Все поколения постсоветских мэров Арсеньева, как бы трудно ни приходилось городской казне, и в голове не держали избавиться от муниципального автотранспорта. Наоборот, ПАТПу всячески помогали, в том числе и в кадровых вопросах. Уже при нынешней администрации его директором был назначен не только хороший специалист, но и грамотный руководитель, имеющий большой опыт хозяйственной и организаторской работы. Вступив в должность, он ахнул, узнав, что за коллективом числится 6-миллионный налоговый долг. Стало ясно - существующая экономическая и правовая политика предприятия совершенно бесперспективна. Тем более при неверии людей в возможность что-либо изменить к лучшему.

Вот и начал Анатолий Ильич с людей, убедил их, что шанс на выход из кризиса есть. Занялся укреплением трудовой дисциплины, и в первую очередь в инженерных службах, где сразу же была проведена реорганизация. После ревизии машинного парка выявил, что 60 процентов его находится за пределами амортизационного периода. Другими словами – выработало свой ресурс.

За неимением средств на закупку новых автобусов основные усилия были направлены на совершенствование технического обслуживания имеющихся. Благо, кадры мастеровитых ремонтников сохранились – и ставка была сделана на профилактику поломок транспорта. А это – диагностика, заблаговременное приобретение деталей и своевременный ремонт. Ввели круглосуточный техконтроль за состоянием отправляющихся на маршрут автобусов. В итоге коэффициент выхода транспорта на линии за год вырос в два раза и поднялся до 72 процентов. Выполнение графика движения на внутригородских и междугородных перевозках достигло 92 процентов.

Стараниями ремонтников восстановили пять старых автобусов и сократили до минимума сроки капитального ремонта. Вместе с этим добавились новые маршруты – и всего их сейчас около 60.

В действие был включен и еще один своеобразный резерв автотранспортников - их многочисленные рабочие династии. Обретя уверенность в перспективе семейного бюджета, они стали твердой опорой руководства предприятия. Например, из четверых Нехаенко двое – Владимир и его сын Юрий – работают водителями. За баранкой – трое Бурцевых и Воронцовых.

- Да у нас династии - это четверть работников, которым не чужды интересы предприятия, - с гордостью говорит А. Шевченко.

Вообще-то ПАТПа уже не должно было бы существовать вследствие стремления кредиторов обанкротить за предыдущие долги. Но помогла городская администрация, подтвердившая его статус как местного подразделения ГО и ЧС, неприкосновенного для банкротств. И позволившая работать частью на вексельной основе. Все, психологически ситуация закрепилась.

Вместе с тем был открыт путь к внутриэкономическому маневрированию, в котором большая роль теперь отводится коммерческой деятельности. Так, после получения лицензии и сертификата здесь оказывают услуги по диагностике и ремонту сторонних автомобилей и по их техническому обслуживанию.

Но как гири на экономике предприятия висят так называемые выпадающие доходы. Буквально это означает недополучение денег, причитающихся с муниципальной и федеральной казны за обслуживание льготников. А среди них не только бедный пенсионер, но и благополучный правоохранитель, офицер МВД и российской армии и прочая, и прочая - десятки категорий. Только по Арсеньевскому ПАТПу в сутки таких пассажиров около 1700. Днем и ночью едут, зимой и летом едут, явно на дачу едут – не стесняются козырнуть документом льготника. И всех вези – закон! Ну а как покрыть эти расходы – закона не найдешь.

К примеру, в прошлом году пассажирским автопредприятием Арсеньева получено всего 68,4 процента дотаций из городского бюджета. А районные маршруты не были компенсированы на две трети. И еще, 450 тыс. рублей не поступило от краевой администрации в компенсацию за бесплатный провоз пенсионеров. В общем, потеряно до 1 миллиона рублей. На них можно было бы закупить пару новых автобусов и свести к нулю задолженность по зарплате, которая хотя и сократилась за год, но все еще составляет полтора месяца.

Как бы то ни было, динамика к лучшему налицо не только в производстве услуг, но и в экономике предприятия. Сказываются уже упомянутые организационные и технические реконструкции. А сегодня этот успех наращивается. Так, успешно идет подготовка предприятия к получению экологического паспорта, что не только снизит выброс в атмосферу вредных веществ с отработанными газами, но и даст годовую экономию до 300 тысяч рублей.

С помощью местных властей удалось приостановить анархию на рынке частного извоза и тем уменьшить несправедливые перетоки денег в карман конкурентов из коммерческих структур. В уже утвержденном бюджете города на нынешний год “забито” 2 млн. рублей - в 2,5 раза больше, чем было в прошлом году. И есть надежда, что краевая казна станет более серьезно подходить к транспортным нуждам наших пенсионеров.

И все-таки, пожалуй, главное – отошла угроза ликвидации предприятия по мотивам банкротства. А значит, арсеньевская “муниципалка” на колесах будет жить.