Почему мусульмане

Владивостока угрожают митингом, главный лозунг которого – “прекращение существования этой беспредельной власти”?

21 февр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №933 от 21 февр. 2001
Владивостока угрожают митингом, главный лозунг которого – “прекращение существования этой беспредельной власти”?

Проблема, которая давно зрела и, пожалуй, уж перезрела, вылилась на минувшей неделе в бурный, как никогда, разговор на заседании экспертно-консультативного совета по свободе совести и вероисповеданию при краевой администрации (к счастью, пока там!), в состав которого входят представители основных религиозных конфессий и организаций края. Вроде бы в повестке дня вопрос стоял спокойно: “Ислам как мировая религия и его задачи в культурной и духовной жизни приморских мусульман”. Только руководитель приморской краевой мусульманской организации “Ислам” Алимхан Магрупов начал с горячей отповеди всем и вся. “Мусульман объявляют террористами, ислам называют агрессивной религией. СМИ целенаправленно развязали антимусульманскую пропаганду...… Нас обвиняют во всех грехах...… Не обращать внимания на эти измышления – просто преступление для мусульманина. Во Владивостоке над мусульманами попросту издеваются, семь лет мы пишем письма просьб и отчаяния: дайте место под строительство мечети, выделите участок под кладбище, и все безрезультатно. Дважды власти нам выделяли место под строительство мечети и дважды отбирали...… Последний землеотвод произошел при мэре Черепкове: на территории Нагорного парка в районе Шилкинской мусульмане при большом стечении народа – в том числе городских и краевых властей – освятили это место, заложив первый камень. Но сменилась власть, и место отобрали. Самозванцы – подставная якобы мусульманская организация от имени мусульман отказывается от освященного места, и администрация начинает сотрудничать именно с ней…”.

Вот так - ни больше ни меньше. Потом взял слово и руководитель “подставной”, а на самом деле зарегистрированной, вполне легальной культурно-религиозной организации мусульман “Ватан” Асадула Саидов. “От освященного места мы и не могли отказаться - не в нашей компетенции, и потому если есть возможность - стройте! Но только не ссориться, а искать взаимопонимание, сотрудничать с городской и краевой властью, вносить свой вклад в общее созидание - единственно возможный путь”, - сказал Саидов. Самое любопытное то, что в октябре минувшего года “Ватан” действительно получил участок земли на мысе Голдобина под строительство мусульманского культурно-религиозного центра.

Что и говорить, здесь еще звучало немало препирательств, как, впрочем, и попыток примирить стороны. Но суть остается прежней: как сказано в документах городской администрации, землеотвод в Нагорном парке “был сделан с грубыми нарушениями законодательных норм”. И Арбитражный суд Приморского края это подтвердил. А значит, нужно искать новое место, причем в принципе готовность решать вопрос власти подтвердили – выделили участок. Но руководитель “Ислама” непримирим: только Нагорный парк.

“Обращаемся поддержать нас в призыве к прекращению существования этой беспредельной власти и во всемирный мусульманский праздник курбан-байрам прийти на митинг…”, – говорится в листовке, которую верующие собираются распространить по городу. Что и говорить, требования глобальны: не решить наконец зависший вопрос, а сразу всю власть – и под корень. А кого на место? Уж не многоуважаемого ли Алимхана Магрупова?

Что и говорить, вопросы у нас порой решаются на чиновничьих этажах более чем туго. И эмоции в защите своих прав – не худшее дело. Только как там у Гоголя: Александр Македонский, конечно, герой, но зачем же стулья ломать? Бескомпромиссность, а тем более попытки шантажа никогда не были лучшими инструментами в переговорах.

Кажется, глубинные причины происходящего угадал еще один участник непростого разговора на мусульманские темы – юрист, сопредседатель общественного объединения “Азербайджан” Али Ибадов: “Несколько лет мы все наблюдаем, как руководитель организации “Ислам” ведет свою борьбу за место под мечеть. Но то ли по иронии судьбы, то ли от неумения вести переговоры, ему не удается решить вопрос. В конце концов добиться места под строительство любого объекта – это своего рода менеджмент. Не получается у Алимхана (может, там личностное неприятие?) – давайте будем помогать все. Мечеть, как и любой храм, станет украшением города, его культурным достоянием”.

Кстати, похожая ситуация с землеотводом случилась во Владивостоке с другой религиозной организацией – церковью евангельских христиан. Уже был подготовлен пакет документов на строительство храма, когда выяснилось, что на это же место претендует другая церковь. Чиновничий промах. “Идти в суд – не по-христиански. Пусть нам отведут другой участок. Мы и его можем освятить – это нетрудно…”, – сказал руководитель церкви Павел Тимченко.

“Нам говорят, что участок под мечеть уже отвели, и организация “Ислам” больше не вправе претендовать ни на что”, - жалуется Алимхан Магрупов.

“Подтвердите свои слова, потому что отказ по такой причине незаконен. Любая организация, даже частное лицо вправе сегодня строить мечеть”, - парировал представитель управления юстиции.

Так что не исключено, что в городе, где несколько лет идет борьба за строительство одной мечети, их появится сразу две. Во всяком случае, руководитель экспертно-консультативного совета Александр Иодо взял на себя миссию встретиться с главой администрации Владивостока и поддержать просьбу “Ислама”. Нет, не вернуть место на Шилкинской, если это противоречит закону и традициям городской застройки, а искать новое приемлемое место. Но только готов ли к компромиссам руководитель мусульманской организации или ему легче идти на конфронтацию и вывести людей на митинг?

P. S. 5 марта состоится освящение места строительства мечети на ул. Калинина, в районе монумента МРС. “Вместо ссор и митингов - примирение и созидание”, - говорят мусульмане организации “Ватан”. Приглашаются все.

Автор: Марина ИВЛЕВА, "Владивосток"