Фабрика сладких запахов

С места, где встречаются Алеутская и Уткинская, ветер всегда разносит по окрестным кварталам запах шоколада, карамели и еще чего-то сладкого. Каждый знает: здесь располагается кондитерская фабрика. А вот что происходит там, за проходной, доведется увидеть не всякому. Поэтому я и решил посетить ОАО “Приморский кондитер” - своими глазами посмотреть, как делаются конфеты.

16 февр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №931 от 16 февр. 2001
С места, где встречаются Алеутская и Уткинская, ветер всегда разносит по окрестным кварталам запах шоколада, карамели и еще чего-то сладкого. Каждый знает: здесь располагается кондитерская фабрика. А вот что происходит там, за проходной, доведется увидеть не всякому. Поэтому я и решил посетить ОАО “Приморский кондитер” - своими глазами посмотреть, как делаются конфеты.

Вопреки моим ожиданиям в этот день сладкие запахи у фабрики почти не ощущались. Как мне объяснили, самый “ароматный” цех - карамельный - в этот день был остановлен. Ведь кондитерские изделия не могут долго ждать покупателя, на них влияют и температура, и влажность. Поэтому рабочий день фабрики “привязан” к поступившим заказам. Перед Новым годом, случается, работа идет круглые сутки. “Раньше было так, что готовая продукция лежала на складах, - говорит генеральный директор ОАО “Приморский кондитер” Николай Пысь. - Но сейчас мы стараемся, чтобы уровень производства соответствовал спросу. Лучше мы сегодня вообще не будем работать, а завтра выйдем в три смены, чтобы конфеты сразу же шли к покупателям”.

Начальник производственно-экономического отдела Элина Денисенко приглашает меня пройтись по цехам. И вот на мне белый халат, а перед нами первый цех – бисквитный. Рассказывает его начальник Тамара Попенова: “Мы выпускаем порядка 30 видов печенья. Буквально на днях появятся два новых - “Новинка” и “Признание”. Планируется и “Кокосовое”. Самой большой популярностью сейчас пользуются сорта с изюмом, с черносливом, с маком”.

Конфетный цех занимает несколько этажей. Мы заходим в помещение, где изготовляется шоколадная глазурь. Превращение какао-бобов в нежно льющийся поток происходит на наших глазах. Впрочем, об этом только рассказывать легко, а на деле все выглядит сложнее. На следующем этаже находятся пралиновая (конфеты типа “Белочка”, “Каракум”, “Красный мак”) и помадная (“Ромашка”, “Василек”) линии. Привлекают внимание крахмальные формы для отливки корпусов конфет: в них наливается горячая помадная масса. После охлаждения крахмал очищается, конфеты покрываются глазурью, и их остается только завернуть в бумажки. Методов обертывания несколько, и каждый очень эффектен. Одна машина напомнила мне автомат Калашникова - именно такое впечатление оставляли свежеобернутые конфеты- “патроны”, одна за другой вылетавшие из вращающегося барабана.

В розничном отделении делают любимое многими “Птичье молоко”. Ароматная масса заливается в прямоугольные рамки, после остывания режется, глазируется и расфасовывается. А на этом участке делают мармелад и различные драже: брошенная в особый медный котел крупинка сахара или изюминка постепенно обрастает сладкой оболочкой, приобретая знакомый облик. Я замечаю, что мои гиды - Элина Денисенко и начальник конфетного цеха Нина Филонова - то и дело пробуют конфеты. Не надоело ли? “Пробовать продукцию надо всегда, - отвечают они. - Это наша работа. Вот за обедом работницы фабрики больше на огурцы и селедку налегают, а дома к чаю стараются испечь что-нибудь вкусненькое сами”.

Теперь пора к генеральному директору. На столе у Николая Пыся - россыпь конфет. И своих, и конкурентов. “Вот видите, - Николай Павлович берет наугад одну, - обертка снимается с трудом. Значит, нарушались условия хранения. И вкус уже другой. А у этой конфеты нормальный цвет, не расслаиваются шоколад и вафли, до пробы ничего сказать нельзя”.

В условиях рынка “Приморскому кондитеру” приходится несладко, хотя на Дальнем Востоке подобного по размаху предприятия нет. Основные конкуренты - Украина, Белоруссия, Москва. Казалось бы, местная продукция должна быть дешевле, однако это не так. Для пищевого предприятия важны три фактора: энергия, сырье, потребитель. С этой точки зрения Приморье - регион сложный. И энергия у нас дорогая, и сахар, и населения не так чтобы очень много.

Тем не менее фабрика живет. Раньше здесь выпускалось по 10 тысяч тонн кондитерских изделий в год. Сейчас обороты меньше - в 2000 году было произведено

3,5 тыс. тонн. Но ассортимент все равно поражает: более 200 видов конфет, печенья, тортов, мармелада. Этот список постоянно пополняется. В течение года планируется запустить новую линию по производству шоколадных конфет. Тогда мы сможем попробовать владивостокские батончики, шоколадные плитки и т. п. Готовятся на “Приморском кондитере” и к различным праздникам. К Дню святого Валентина, например, уже выпущены карамельные розочки в корзинках, а также сладкие сердечки с различной начинкой. Что касается самой, пожалуй, популярной марки - “Птичьего молока”, то производство этих конфет в скором времени расширится, ведь бывают дни, когда даже круглосуточная работа розничного отделения (а это до трех тонн в день!) не удовлетворяет спрос.

На фабрике занято около 500 человек. Приходит на практику молодежь, продолжают работать и ветераны кондитерской промышленности. Во многом благодаря им продукция ОАО “Приморский кондитер” неоднократно отмечалась призами, в том числе международными.

…После двух часов пребывания на фабрике я вышел за ворота, напробовавшийся сладостей, немного обалдевший от густых кондитерских ароматов и с заметно улучшившимся настроением. А позже, вечером, заметил: когда знаешь, как сделана конфета, ее даже есть вкуснее!

Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"