Всем скопом на браконьера
В середине января вице-губернатор края Владимир Сидоров подписал письмо начальнику ТОРУ ФСП России генерал-лейтенанту Павлу Тарасенко. В нем он разделил обеспокоенность федеральных органов исполнительной власти по поводу организации охраны водных биоресурсов, контроля за внешнеторговыми операциями с продукцией рыбного промысла и поступлением валютной выручки. Краевая администрация предложила для повышения эффективности организуемого штаба создать две рабочие группы, которые занимались бы: первая - собственно вопросами охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания, вторая - контролем над внешнеторговыми операциями с продукцией рыбного промысла. Не знаем, как там будет дальше, но очевидно, что наконец-то в столице озаботились охраной Дальневосточной исключительной экономической зоны России, на чем рыбаки бассейна начали настаивать еще с начала 90-х годов, когда на страну обрушился неконтролируемый рынок и когда в Москве забыли о своих дальних рубежах.
Добряки от России
Иностранные рыбаки, наши соседи, достаточно эффективно воспользовались неразберихой, которая царила в высших эшелонах власти страны, тем поистине преступным отношением к армии, фискальным органам, которые вышли из всех передряг и многочисленных кадровых и структурных перетрясок ослабленными, потерявшими свою былую мощь. Там, в Москве, делили власть, и им было не до охраны богатейших биоресурсов тихоокеанского бассейна. Сейчас вряд ли кому-либо удастся подсчитать, сколько рыбы, краба, других объектов промысла за это десятилетие ушло, как у нас говорят, налево, в иностранные порты, без всякого учета. Но ученые еще с середины 90-х годов начали громко говорить о том, что запасы биоресурсов, особенно Охотоморья, основательно подорваны и надо ограничить, если не совсем запретить мощному добывающему флоту иностранных государств промысел в исключительной экономической зоне России.
Тогда они не были услышаны, а иностранные рыбаки, купив квоту, условно, на добычу тонны краба, поднимали своими ловушками и десять, и двадцать, и тридцать тонн. Об этом знали все, но никто ничего предпринимать не хотел, вернее, предпринимать было некому. Особенно пострадали нейтральные воды Охотского моря, не вошедшие в 200-мильную зону – так далеко располагаются береговые линии материка, Камчатки и Курил. Ставился, конечно, и вопрос об объявлении Охотского моря внутренним морем России, но и он до сих пор тонет в бесчисленных кабинетах первопрестольной. А в это время иностранные рыбаки совершенно бесконтрольно черпали и вывозили тысячи тонн даров моря. Впрочем, по большому счету дарило все это богатство им не море, а наше раздираемое кризисами экономики и власти государство.
Неуютно в наших водах они себя почувствовали лишь тогда, когда охрану биоресурсов поручили Тихоокеанскому региональному управлению Федеральной пограничной службы (ТОРУ ФСП), хотя и ей, до сих пор имеющей весьма слабое финансирование, очень сложно справиться с массовым браконьерством.
Эх, погоня, погоня…
Вот некоторые статистические данные, представленные ТОРУ ФСП России. Только в 2000 году оштрафовано 43 иностранных судна, а конфискованных судов реализовано на 29322,57 тысячи рублей. Общая же сумма штрафных санкций иностранному добывающему флоту составила 3443903 доллара США. Не отставали, надо заметить, и наши рыбаки, чьи действия в этом хаосе вполне закономерны. За этими цифрами обычные будни пограничников, очень часто похожие на боевые действия.
Ранним утром 21 апреля прошлого года в районе Южных Курил патрульное судно “Палия” обнаружило неопознанное судно, номер и название которого были закрыты и которое, значительно увеличив скорость, попыталось уклониться от проверки и скрыться. Преследование продолжилось и с выходом нарушителя в исключительную экономическую зону Японии. После предупредительных выстрелов наше патрульное судно произвело несколько выстрелов из носового орудия. Получив повреждения мачты и кормовой части, судно-нарушитель, оказавшееся японским траулером “Дайтоку-мару № 7”, остановилось. Выяснилось, что на его борту имелось более 95 тонн рыбы, в том числе 75 тонн минтая. Промысел проводился в Охотском море, причем сам капитан траулера признал его незаконность.
8 июня в Невельске состоялся суд, принявший решение о наложении штрафа в размере 8761 доллара США, конфискации судна и улова. Предъявлен к возмещению также ущерб, нанесенный морским биоресурсам России, в сумме 279433 долларов.
27 июля два пограничных сторожевых корабля Находкинской бригады пограничных сторожевых кораблей и катеров задержали четыре иностранных судна, ведших незаконный промысел кальмара в исключительной экономической зоне России. Пограничный сторожевой корабль “Кречет” задержал японское судно “Миядзима-мару Ики–316”, на борту которого было обнаружено 33 тонны 600 килограммов кальмара. Пограничный сторожевой корабль “Коршун” задержал в том же районе целых три южнокорейских судна. На борту “Ильджин-К-07-0296” было обнаружено 11 тонн 98 килограммов кальмара. Шхуна “Хол Санг-15-95-0586” несла в своих трюмах 6 тонн 733 килограмма кальмара, “Гуан Чан-123” – одну тонну 647 килограммов. Все суда прошли обычную судебную процедуру в городе Находке, и в доход государства поступили миллионы рублей.
“Двуглавый” посмотрел на Восток
Словом, подписанный в ноябре прошлого года руководителями двенадцати министерств, служб и комитетов приказ “Об утверждении положения о взаимодействии и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны водных биологических ресурсов и контроля над внешнеторговыми операциями с продукцией рыбного промысла” был если и не своевремен – ведь грабили наши воды около десятка лет, - то, по крайней мере, актуален. Он стал первым, который объединил вокруг одной проблемы интересы и возможности мощных ведомств. И первым, который спроецировал по вертикали задачи региональным структурным подразделениям исполнительной власти и обязал их совместно исправлять ситуацию, сложившуюся с промыслом и реализацией морских биоресурсов.
Этим и объясняется проведение совещания по означенной проблеме в краевой администрации, а также направление письма в ТОРУ ФСП, на которое возложена подготовка приказа по региону. Трудно, конечно, сказать, что из всего этого выйдет, но совершенно очевидно другое: вся тяжесть исполнения федерального приказа ляжет на территории. Ведь ни министр, ни председатель комитета не приедут охранять Охотское море. С них, как всегда, - финансово-материальное обеспечение, без которого, понятно, действенную охрану биоресурсов все равно организовать не удастся. С нас все остальное. В том числе и полное взаимопонимание между заинтересованными службами. Это не тот случай, когда каждому будет позволено тянуть одеяло на себя.
Автор: Иван МИХАЙЛОВ