“Варяг“ - внук “Варяга“

9 февраля - 97-я годовщина подвига легендарного русского крейсера. Особое волнение испытываешь, когда на боевом корабле проходишь места, связанные с грозными событиями русско-японской войны. За бортом приветливо плещутся волны, где много лет назад морская вода щедро окропилась кровью русских военных моряков. Тогда крейсер “Варяг” и канонерская лодка “Кореец” приняли неравный бой с японской эскадрой...

9 февр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №927 от 9 февр. 2001
9 февраля - 97-я годовщина подвига легендарного русского крейсера. Особое волнение испытываешь, когда на боевом корабле проходишь места, связанные с грозными событиями русско-японской войны. За бортом приветливо плещутся волны, где много лет назад морская вода щедро окропилась кровью русских военных моряков. Тогда крейсер “Варяг” и канонерская лодка “Кореец” приняли неравный бой с японской эскадрой...

...В парадной форме выстроились на юте современного гвардейского ракетного крейсера “Варяг” члены его экипажа, когда корабль подошел к месту гибели героев-варяжцев в далеком 1904 году. Здесь же - священники во главе с епископом Владивостокским и Приморским Вениамином.

О подвиге предков напомнил тихоокеанцам вице-адмирал Валерий Чирков, под флагом которого отряд шел через Корейский пролив, держа курс к берегам Республики Корея. Зазвучала в исполнении флотского оркестра траурная мелодия, и на воду матросскими руками опускается венок героям “Варяга” от благодарных потомков. Венок плавно покачивается на волнах, а потом медленно погружается в морскую пучину. Мы провожаем его долгим прощальным взглядом, а над палубой уже звучат слова песни “Врагу не сдается наш гордый “Варяг”.

...В тот день, когда командир крейсера капитан 1-го ранга Всеволод Руднев принял решение покинуть корейский порт Чемульпо и попытаться прорваться в открытое море, невзирая на превосходящие силы противника, шансов на успех, как пишут историки, не было. Ведь неподалеку, где-то за выходом с рейда, русские корабли поджидали шесть японских крейсеров и восемь миноносцев под командованием контр-адмирала Уриу. Впрочем, это хорошо понимал и командир “Варяга”. Оставшиеся в живых из его экипажа донесли до нас обращение Руднева к личному составу:

- Братцы! Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть - мы не сдадим ни кораблей, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю. В случае пожара - тушить его без огласки, давая мне знать...

Вот как писала позднее итальянская газета о крейсере и канонерской лодке, когда они снялись с якоря и направились к выходу с рейда мимо иностранных кораблей, экипажи которых выстроились на палубах, провожая в бой русских: “Варяг” шел впереди и казался колоссом, решившимся на самоубийство. На мостике “Варяга” неподвижно и спокойно стоял его командир. Громовое “ура!” вырвалось из груди всех и раскатывалось вокруг. На всех судах музыка играла русский гимн”.

“Мы салютовали этим героям, шедшим на верную смерть”, - доносил впоследствии своему адмиралу командир французского крейсера “Паскаль”.

27 января (9 февраля по новому исчислению) 1904 года в 11 часов 45 минут прогремели первые залпы с японских кораблей. Море вокруг “Варяга” буквально кипело от разрывов снарядов. Осколки осыпали корабль, поражая моряков. Но оставшиеся в живых, несмотря на ранения, продолжали вести огонь по противнику.

Один из японских снарядов разрушил верхний носовой мостик и вызвал пожар в штурманской рубке. Другой снаряд разбил орудие № 3 и вывел из строя весь его расчет. От новых попаданий загорелся деревянный настил палубы, вспыхнул вельбот, находившийся рядом с элеватором и люком ручной подачи снарядов. Корабль оказался под угрозой взрыва...

Отважно сражались и моряки “Корейца”, уже имевшие боевой опыт. Еще в 1900 году канлодка отличилась в бою с батареями китайских фортов Таку. Доблесть экипажа была тогда отмечена Георгиевскими крестами, а сам корабль награжден серебряным сигнальным рожком с Георгиевской лентой. И под Чемульпо экипаж “Корейца” не дрогнул...

В том жестоком бою “Варяг” залпами своих орудий вызвал пожар на флагмане японской эскадры крейсере “Асама”, нанес тяжелый урон другим кораблям противника, потопил вражеский миноносец. Но и повреждения русских кораблей были настолько серьезны, что капитан 1-го ранга Руднев решил вернуться в Чемульпо, чтобы подремонтироваться и снова идти на прорыв.

Как только “Варяг” и “Кореец” бросили якоря (в 13 часов 15 минут), первым на борт крейсера прибыл командир французского корабля “Паскаль”. Впоследствии он писал: “Я никогда не забуду это потрясающее зрелище, представившееся мне. Палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Там, где было проявлено столько геройства, все было приведено в полную негодность, разбито на куски, изрешечено... Дым шел из всех отверстий на корме, и крен на левый борт все увеличивался”.

О том далеком для нас героическом событии написаны книги. Известно, что, поскольку “Варяг” продолжать бой не мог, командир принял решение его затопить, а “Кореец” взорвать. Они не сдались на милость врагу. И в истории российского флота эти два боевых корабля были единственными, чьи команды полностью состояли из Георгиевских кавалеров. Так высоко оценило их подвиг родное Отечество.

Но судьба “Варяга” не закончилась у берегов Кореи. В 1905 году японцы подняли его со дна залива и, отремонтировав, стали использовать в качестве учебного корабля. А во время первой мировой войны царское правительство выкупило крейсер. Ему вернули прежнее имя и укомплектовали командой черноморского гвардейского экипажа. Отныне “Варяг” должен был действовать в составе создаваемой флотилии Северного Ледовитого океана. Он совершил переход через Индийский океан, Средиземное море и Атлантику, прибыв поздней осенью 1916 года в Александровск (ныне Полярный).

Весть о февральской 1917 года революции застала “Варяг” в английском порту Ливерпуль, куда он пришел на ремонт.

Здесь он и закончил свою службу России. В конце того же года англичане захватили крейсер и через год продали его на лом Германии...

И все же “Варяг” жив, и не только в памяти людской. С 1965 года на Тихоокеанском флоте нес ратную службу преемник славы легендарного корабля - гвардейский ракетный крейсер “Варяг”. А позже, в 1996 году, это гордое имя было присвоено новому, более современному кораблю. Событие свершилось 9 февраля - в день памяти павших и живых героев Чемульпо.

Сегодня гвардейским ракетным крейсером “Варяг” командует гвардии капитан 1-го ранга Сергей Моисеев. Он рассказывал мне, что в экипаже служат парни из Московской, Магаданской, Иркутской областей. Немало призывников и из Дальневосточного федерального округа. Но, к сожалению, сетовал командир, пополнение приходит весьма сложное. Многие вчерашние школьники еще слабо готовы к самостоятельной жизни, а тем более - к воинской службе. И беспокоит, конечно, низкий образовательный уровень большинства новобранцев. В основном приходят ребята с неполным средним образованием.

- Проблем хватает, - говорил Сергей Федорович, - и только благодаря усилиям профессионалов, офицеров прежде всего, преодолеваем их, держимся. К счастью, костяк экипажа составляют именно такие люди, до конца преданные флоту, фанаты в лучшем смысле этого слова. Ну и имя корабля, естественно, ко многому нас обязывает.

Автор: Константин ЛОБКОВ, специально для "В"