Кафедра педагогического бульона

Очередная рабочая неделя закончилась для кафедры психологии и педагогики ДВГУ выездом в Находку: преподаватели филиала университета попросили провести для них психолого-педагогический тренинг, чтобы в свою очередь открыть студентам что-то новое в науке строить внутренний мир и управлять внешним. В ней нет точных формул, по которым вычисляется результат. Здесь предмет – человек. И от того, насколько будет изучен сей непредсказуемый объект, зависит успех будущих специалистов в любой области. Так считает Галина МИХИНА, заведующая кафедрой педагогики и психологии.

6 февр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №924 от 6 февр. 2001
Очередная рабочая неделя закончилась для кафедры психологии и педагогики ДВГУ выездом в Находку: преподаватели филиала университета попросили провести для них психолого-педагогический тренинг, чтобы в свою очередь открыть студентам что-то новое в науке строить внутренний мир и управлять внешним. В ней нет точных формул, по которым вычисляется результат. Здесь предмет – человек. И от того, насколько будет изучен сей непредсказуемый объект, зависит успех будущих специалистов в любой области. Так считает Галина МИХИНА, заведующая кафедрой педагогики и психологии.

- Галина Борисовна, название кафедры объединило две по сути совершенно разные дисциплины. Как они связаны?

- Когда я начинаю читать курс студентам, я всегда развожу курс педагогики и психологии. Психология объясняет, что такое душа человека. А педагогика – наука о воспитании души. Не случайно, наверное, в названии кафедры сошлись два этих предмета - еще великий русский ученый Константин Ушинский говорил, что каждый педагог – психолог. Он просто обязан им быть – осознанно или нет, тем более сегодня, в сложной социальной ситуации, при большой уязвимости детства.

- Ваша кафедра не является выпускающей – вы даете знания будущим юристам, переводчикам, журналистам… Но сегодняшние студенты прагматичны, не желают учить лишнее: насколько востребовано то, что вы даете?

- Мы все существуем в некоем психолого-педагогическом бульоне. Мы общаемся, добиваемся целей, воздействуем на других людей, но вряд ли отдаем себе отчет, что любая коммуникация – это и наше собственное педагогическое проявление. Надо просто это осознавать. У нас есть тема семинарского занятия, посвященного самовоспитанию. Когда студенты начинают подбирать материал, они говорят: “Сколько открытий мы сделали о самих себе! Скольких ошибок удалось бы избежать, если бы мы знали это раньше. Мы бы по-другому учились, общались. Жили!…” К сожалению, очень часто и в политике, и в обществе человек рассматривается как средство достижения либо мифических, либо реальных целей. Мы учим, что цель – это человек. Он ценен во всей его индивидуальности, непредсказуемости. И тот, кто это понимает и принимает, будет успешным в любой деятельности…

- Можно ли этому научить сегодня, когда на первый план каждый ставит собственный интерес?

- Можно. Словом и делом. И если с теорией в общем все понятно, то действие, пример играют огромную роль. Замечательный результат дают современные – активные методы образования. На своих занятиях мы используем различные тренинги, психологические игры. Вот один из тестов. Казалось бы, в аудиторию приходят люди, знающие друг друга. Но я предлагаю студентам взять друг друга за руки – и они испытывают дискомфорт. Это происходит подсознательно – другой, не такой, как я, чужой, опасный. А ведь контакт возникает только при доверии. Есть тренинг по подготовке вожатых для детских лагерей. Мы объясняем, чем отличается психология взрослого и ребенка, как они мыслят и поступают в разном возрасте. Сегодня в лагерь приезжают дети и пяти, и 17 лет. У тех и у других свои особенности. Как работать с ними, как эти особенности развернуть так, чтобы ребенок был в гармонии с собой и окружающим миром?

- Некогда университет славился своим летним педагогическим отрядом “Исток”, как он трансфомировался с учетом времени?

- “Истоку” уже 20 лет. Раньше он был задуман, как поле прохождения педагогической практики. Но сейчас быть учителем не престижно, экономически невыгодно. К сожалению, в университете катастрофически сокращается летняя педагогическая практика, ее практически не осталось ни на одном факультете – не предусматривает федеральный стандарт. И все же “Исток” продолжает работать, теперь уже как межвузовский педагогический отряд, куда все приходят добровольно. Это интересно и нужно самим студентам. Знание законов педагогики помогает им, будь то Таможенная академия или российско-американский факультет ДВГУ. Молодые люди, как и дети, нуждаются в самосовершенствовании, признании, самоутверждении. Добиться этого в коллективе единомышленников, где тебе помогают, проще. Они проверяют свою способность взаимодействовать с людьми, выполнять задачу. Многие ребята, которые работали в “Истоке”, стали успешными благодаря полученному творческому заряду. Кстати, ежегодно осенью мы проводим региональный фестиваль - конкурс на лучшего вожатого. К нам стремятся из Хабаровска, ЕАО, Якутии.

- Всегда ли полученные знания и навыки - залог успеха? Ведь бывает - теоретически знаешь как, а на деле…

- Конечно, человек индивидуален. Вообще человеческий материал всегда обладает такой характеристикой, как активность. То есть он сопротивляется. Он может не желать. Чаще всего не получается со своим ребенком. Это педагогический парадокс.

Например, мой ребенок вполне успешен, но я понимаю, что достань мне выдержки и терпения – не знания, а простых человеческих качеств, что-то было бы иначе. Здесь очень важна личность. Сегодня это уже осознали. Выработана даже концепция личностно ориентированного подхода в педагогике. Но опять же его осуществить может только личность. А это уже психология – умение работать над собой, контролировать себя, рефлексировать то, что происходит с тобой. Так что педагогика и психология неотделимы.

Работать с другими может только тот, кто умеет анализировать свои собственные поступки, признавать ошибки, неудачи. Для большинства это сложно. Во-первых, это требует культуры мыслительной деятельности, во-вторых, некоего мужества. Ведь у нас, любимых, есть концепция собственного непогрешимого “я”. Мы защищаемся, не хотим быть неуспешными в собственных глазах.

- Может быть, стал виной тому подход к человеку, сформированный в советское время?

- Конечно. Долгие годы особо не рассуждали и жили комфортно. Сегодня разобщенность, материальное неравенство изменили человека. Он остался незащищенным, не умеющим это делать. И теперь психолог нужен как никогда ранее, на самом деле человек требует необыкновенно бережного отношения к себе. Часто педагог берет на себя чужую боль, хочет он этого или нет. И он должен работать с этой болью. А иначе ничего не получится. Например, наши студенты работали с детьми - инвалидами с самыми разными диагнозами. И студентам потребовалась бездна понимания, желания сделать этих детей счастливыми. Потом они признавались, что было необыкновенно сложно, но им удалось реализоваться.

- Как получилось, что мода на психологов обошла вас стороной? Вы их не выпускаете…

- В университете есть специальность “психология”, но мы - несколько иное: кафедра читает курс педагогики и психологии практически на всех факультетах университета. На некоторых еще сохранилась педагогическая специализация, и там мы читаем массу спецкурсов. К сожалению, госстандарт сократил психолого-педагогическую составляющую вузов. Мы ведем мастерскую, пытаясь давать сжато теорию, чтобы оставить время для выработки педагогических умений. Бывает, заканчивается курс лекций, а студенты говорят: неужели это все, мы хотим еще.

Два года назад кафедра сделала еще одну попытку обратить внимание на человека. Мы создали на кафедре психологическую службу для студентов университета. Время показало, что эта служба востребована – к нам шли с огромным интересом. Преподаватели кафедры проводили тренинги, консультации. Но нас очень мало, нам нужна поддержка…

А пока готовимся к новому семестру, 12 февраля заканчиваются каникулы, нас будут ждать в аудиториях.

Автор: Ольга ЗОТОВА, "Владивосток"