Боремся с монополией на авось
Ныне вошло в моду подавать в суд, претворяя в жизнь свои потребительские права. Накормили просроченным аспирином – в суд! Отключают свет без предупреждения – тоже в суд. Иное дело, что не всегда приморцы знают, как выбрать правильную тактику борьбы с нарушителями их потребительских прав. Ведь так складывается ситуация, что в обидчиках могут оказаться даже власти. И вот здесь зачастую на помощь приходит территориальное управление федерального антимонопольного органа - отдел по защите прав потребителей.
Специалисты Приморского антимонопольного управления подвели итоги своей работы в 2000 году. Выяснилось, что происшествий не убавилось. Другое дело, что до суда дел стало доходить меньше. С нарушителями потребительского законодательства работают вплотную, используя все имеющиеся средства, так как судебные разбирательства – показывает практика – еще не решение всех проблем. Из 40 возбужденных в 1999 году дел в 2000-м до суда антимонопольщики довели 24 процесса. А всего проверки выявили 441 нарушение закона РФ “О защите прав потребителей”.
На вопросы корреспондента “В” ответила начальник отдела по защите прав потребителей территориального антимонопольного управления Людмила Слесарева.
- Людмила Алексеевна, знают ли приморцы о том, что антимонопольные органы призваны защищать их потребительские права? И какого рода помощь вы можете предложить населению?
- С 1992 года мы стараемся вести большую пропагандистскую работу среди жителей Приморского края. В частности, тесно сотрудничаем с учебными заведениями разных уровней, устраиваем совместные акции с Институтом повышения квалификации работников образования. Приходится приобщать к федеральному закону “О защите прав потребителей” даже нянечек в детских садах. А посмотрите, во что выливается каждый наш выход на плановые и внеплановые проверки. “Ревизия” заканчивается не только выявлением нарушений, но и мини-семинарами для руководителей этих предприятий. Директора обычно узнают много нового от нас и исправляют недостатки.
Кстати, некоторые организации сами обращаются к нам за разъяснениями. Вот недавно специалисты нашего отдела выступили перед работниками “Приморавтотранса”. Тема – “Защита прав потребителя в сфере туризма”.
- Вы хотите сказать, что приморские топ-менеджеры не прочь пойти с антимонопольщиками на контакт, даже если это светит им неприятностями в виде последующих административных разбирательств?
- Так получается, что первым делом они обижают простых покупателей своих товаров, услуг, а уже после мы сталкиваемся лицом к лицу.
Потребителя консультируем, помогаем составить текст претензии. После этого, как правило, звонит руководитель фирмы, требуя разъяснений. Но и мы в свою очередь требуем от участника конфликта письменного запроса и отвечаем на него. Научены уже, что и потребитель, и исполнитель всегда пытаются что-то выторговать в свою пользу. С помощью тех же устных пояснений наших инспекторов. А потом иди и доказывай в суде, что ты имел в виду совсем другое!
Кстати, мы, как территориальный орган, вообще не имеем права интерпретировать даже маломальскую конфликтную ситуацию. Этим занимаются министерство по антимонопольной политике, Минюст. Мы же при составлении судебных исков и претензий, консультировании пострадавших граждан только цитируем статьи законодательства и комментарии к ним.
Наша главная задача определена так – защищать права “неопределенного круга потребителей” (“персональные конфликты” на потребительской почве по закону перекладываются на специальные отделы при муниципальных органах). Но мы никогда не отказываем в помощи реальным пострадавшим потребителям, ведь у нас есть для этого все возможности. У народа все еще существует стереотип, что чем выше инстанция, тем действенней помощь. Вот, к примеру, на днях мы завершили дело одной пенсионерки из Владивостока. Она жаловалась, что ее домашний телефон постоянно барахлит: то зуммер не контачит, то при звонках ее не слышат на другом конце провода. Пожаловалась, значит, она прямиком в министерство по антимонопольной политике. Там среагировали, направили жалобу к нам на разбирательство. Мы тут все поднялись на защиту женщины, привлекли Госсвязьнадзор, телефонистов. Но при всем этом ажиотаже виновных не обнаружилось. Выяснилось, что связисты вообще ни при чем, просто телефон морально и физически устарел много лет назад…
- Хорошо, а, скажем, недавние массовые отключения домов от электроэнергии и отопления вполне можно причислить к нарушению законных прав “неопределенного круга потребителей”. Вы как-то отреагировали на эту “темень”?
- Под этим юридическим понятием имеются в виду те потребители, об обмане которых мы узнаем в ходе стихийных проверок предприятий. То есть если у магазина в ходе проверки обнаружен просроченный сок, то в качестве наших подзащитных выступают “заочные” покупатели этого самого сока. В принципе в эту категорию можно внести и жителей Приморья, ставших заложниками энергетического кризиса. Хотя в критические январские деньки к нам никто с жалобами не обращался. А вообще жилищно-коммунальным комплексом мы занимаемся постоянно. Многие постановления муниципальных образований не соответствуют федеральному законодательству. Кое-где чиновникам – делаем выводы - просто некогда даже оформить жилищные договоры с населением: наверное, есть дела поважнее. Это создает почву для разного рода злоупотреблений.
Вот, скажем, с недавнего времени разбираемся с администрацией ЗАТО Большой Камень. Там до сих пор не могут заключить договоры найма жилых помещений с населением, но при этом не забыли ввести пеню за каждый просроченный день в оплате жилищно-коммунальных услуг. Хотя согласно законодательству такая пеня может взиматься только при наличии юридически оформленного договора.
- Кстати, вы постоянно напоминаете и администрации Владивостока о том, что давно пора заключить с горожанами письменные договоры найма (обслуживания) жилых помещений. Есть результат?
- Уже несколько лет мы бьемся с чиновничьей “забывчивостью”, а толку мало. Комитет по защите прав потребителей краевой администрации еще в августе 1999 года выиграл судебное дело против мэрии Владивостока. Но исполнения решения суда так и не последовало. Сейчас вот обратились в краевую прокуратуру с просьбой разобраться в этом конфликте.
- По закону антимонопольный орган такими полномочиями не обладает?
- Да, у нас не силовое ведомство, все в конце концов определяет суд. Но здесь много сложностей. Потребительских дел так много, что суды не успевают их оперативно рассматривать. А здесь еще и сложности с проведением независимых экспертиз, и бойкот заседаний ответчиками, которыми (если дело касается “коммуналки”) часто числятся чиновники. А главное – суды до сих пор с трудом принимают на рассмотрение иски в защиту неопределенного круга потребителей. Поэтому мы очень часто решаем проблемы с нарушителями миром. Предприниматели исправляются, и мы не доводим дело до суда.
- В 2000 году, судя по отчету, в финансовых учреждениях нарушений стало меньше. Вы хотите сказать, что частных вкладчиков ныне стали меньше обманывать?
- Наверное, и это нужно учитывать. Но все же главное в том, что в прошлом году мы не на банки бросили основные силы. В первом квартале нынешнего года наши проверки прежде всего коснутся торговли (особенно “алкогольных” точек, а также модулей по производству восточных салатов), финансовых услуг, мясоперерабатывающей промышленности. По-прежнему много нарушений зафиксировано в таких сферах, как частные образовательные услуги, стоматология, фармакология, строительство, туризм, риэлторские услуги. Будем работать с ними.
Автор: Беседу вел Александр СЫРЦОВ, "Владивосток"