Открытий не произошло

Премьеры в разных театрах Владивостока прошли одновременно. Не впервые. В конце января зритель мог выбрать комедию по душе – “Странная миссис Сэвидж” в академическом театре им. Горького или “Шестой этаж” в театре ТОФ.

2 февр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №923 от 2 февр. 2001
Премьеры в разных театрах Владивостока прошли одновременно. Не впервые. В конце января зритель мог выбрать комедию по душе – “Странная миссис Сэвидж” в академическом театре им. Горького или “Шестой этаж” в театре ТОФ.

На этом совпадения не заканчиваются. Предметом интереса театров стала переводная драматургия – соответственно английская и французская. Кроме того, подобно недавнему “Герострату” Г. Горина в академической драме, поставленному впервые около 20 лет назад, театр ТОФ выбрал пьесу, в которой также 20 лет назад блистали актеры театра им. Горького. И еще любопытная деталь – очаровательная нестареющая комедия француза Жери стала первым спектаклем для новоиспеченных главных режиссеров: в 50-х на сцене БДТ именно “Шестым этажом” дебютировал Георгий Товстоногов, в конце 70-х на “Шестой этаж” легко взбежал Ефим Табачников в академической драме и, наконец, нынче новый главный режиссер театра флота Андрей Бажин своим первым спектаклем сделал эту пьесу.

А теперь – об отличиях. Бажин поставил не лирическую комедию (как было до него), а явил балаганное феерическое действо, в котором появились комедианты – персонажи, сочиненные театром, а не Жери. И они, эти театральные маски, мягко и ненавязчиво пародируют происходящее на сцене, помогают в постановке нехитрых декораций, изображают постоянно меняющихся партнеров разбитной жилички шестого этажа. Думается, что присутствие на сцене трех комедиантов могло бы быть точнее: если уж они объединяют отдельные сцены, то надо смелее вмешиваться в происходящее, во всяком случае, зрителю должно быть понятно их отношение к героям.

А герои – обитатели шестого этажа меблированных комнат госпожи Марэ: мелкие служащие, студенты, неудачники, мечтатели, девицы легкого поведения и т. д. Одним словом - парижане. Вот этой атмосферы Парижа, с его кафешантанами, пряной чувственностью, нищими художниками Монпарнаса и проч. и проч. явно не хватает спектаклю. Он об обывателях вообще. А сколько шарма и изящества придала бы ему парижская прописка…

Пожалуй, можно отнести упрек к сценографии и костюмам – они вневременны, а в пьесе есть атмосфера определенного времени - и, скажем, к исполнительнице роли хозяйки меблированных комнат. Это опять же хозяйка вообще с ее известной расчетливостью, скупостью. У нее нет биографии истинной француженки. А ведь ее можно было придумать и сыграть: ну, например, бывшая натурщица или дама полусвета, или…

Впрочем, в спектакле немало симпатичных актерских работ. Хороша пара Лескалье – неудачник-художник (Роман Колотухин) и его очаровательная жена, болтушка и сплетница Жермен (Татьяна Зарюта). Мила, чиста и предельно органична Юлия Белаш в роли героини Соланж. Удачен дебют актера старшего поколения Георгия Шапкина в роли ее отца – есть в нем актерская легкость и кураж, биография и характер. Сумел избежать ноток сентиментальности к своему герою Сергей Чалый – его Шарль основателен и застенчив, неулыбчив и порядочен. Совсем юная Инна Кулеба уверенно владеет рисунком роли своей Люси. И оттого, что исполнительница роли так молода, потаскушку Люси отличают внутренняя чистота и незащищенность.

Замечательно, что Андрей Бажин оставляет зоны для актерской импровизации, что придумал для актеров множество приспособлений, что заставляет молодых артистов работать в бешеном ритме, что позволяет им существовать в прелестном жанре буффонной комедии. Спектаклю надлежит расти.

Как, впрочем, и “Странной миссис Сэвидж”. Гуревич представил добротный, профессионально сделанный спектакль, который не вызывает неприятия. Впрочем, как и восторга. История о том, как миллионерша миссис Сэвидж на старости лет поняла, что тихие безумцы, живущие в своем маленьком придуманном мирке, честнее, порядочнее, добрее, чем ее дети - представители истеблишмента. Еще одно напоминание о том, что мы живем в безумном, безумном мире…

На сцене все происходит по вполне пристойной схеме, нет здесь неожиданностей и открытий. Иногда, например, к финалу первого акта, становится просто скучновато. И главное, нет щемящей ноты от знакомства с удивительными людьми – ведь странностью отличается не только героиня, но и все обитатели психиатрической клиники. Впрочем, благополучные дети, озабоченные только дележом наследства, по-своему странны тоже. Думается, что они решены чересчур прямолинейно – можно было бы покопаться в биографии этих господ. Ведь на поверхности лежит то, что сейчас играется: респектабельность и аристократизм слетают, когда речь идет о больших деньгах.

По-новому раскрылась вечно неугомонная и подвижная, как комочек ртути, Яна Мялк в роли тихой и красивой Флоренс. Удачен дебют Олеси Галькевич – непосредственное создание, зацикленное на любви к себе. Убедительны обитатели клиники в исполнении Ольги Налитовой, Вадима Дубодела, Сергея Меньшова.

А что же миссис Сэвидж, бенефисная роль, о которой может только мечтать зрелая актриса? Давно и прочно симпатизирую Ирине Лыткиной, которая ее играет. Ее исполнительской манере присущи абсолютная органика, внутренняя пластичность, бесконечное обаяние и мягкий, неназойливый тон. Безусловно, всеми этими качествами обладает и ее героиня. Она мила, сердечна, нравственна, интеллигентна и деликатна, с мягким юмором. В миссис Сэвидж воплотилась актерская природа Лыткиной.

И вот здесь хочется пожелать ей не останавливаться в работе над ролью. Спектаклю предстоит долгая жизнь, а значит, пусть актриса продолжает новые и неожиданные краски. Может быть, ее миссис Сэвидж станет открытием для нее самой. А мы будем ждать…

Автор: Галина ОСТРОВСКАЯ, специально для "В" Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"