Властелин камня

“Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал”. Это не про него, не про скульптора Мансура Якубова, владеющего редким древним искусством каменной пластики - когда линии плавно перетекают одна в другую, а в каждой скульптуре воплощается жизненный опыт, накопленный предками.

2 февр. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №923 от 2 февр. 2001
“Я с детства не любил овал, я с детства угол рисовал”. Это не про него, не про скульптора Мансура Якубова, владеющего редким древним искусством каменной пластики - когда линии плавно перетекают одна в другую, а в каждой скульптуре воплощается жизненный опыт, накопленный предками.

Мансур Фаикович приехал во Владивосток шесть лет назад и преподает на кафедре рисунка и живописи ВГУЭС. В мастерской скульптора - тщательно укутанные стоят его произведения из речного песчаника, спрессованного столетиями и водой. Им не страшны перепады температур и влажность нашего климата. Почему же они так старательно закрыты? “Чтобы студенты не отвлекались”, - буднично поясняет мастер.

И я понимаю его. Потому что не могу отвести взгляд от этих безымянных скульптур. Потому что мне хочется вновь и вновь проводить рукой по плавным линиям той (того?), что я мысленно назвала “Буддой”. “Зачем давать им названия? – говорит Мансур. – Пусть каждый видит то, что хочет”. Понимаю, что данное мной имя слишком примитивно. Кто это? Девушка, мальчик? Скрещенные в позе “лотоса” ноги, пучок волос, собранный на затылке. К какой национальности “оно” принадлежит? И тут наш разговор резко сворачивает в сторону. Мы погружаемся в историю.

Хан Батый – всего лишь батька

Не имеющий специального образования, Мансур поразительно начитан. Он знает не клишированную историю, изучение которой у многих ограничивается школой. Он рассказывает мне о Белой и Синей орде, о Кучум-хане, о Золотой орде – времени расцвета русской культуры. Цитирует Гумилева: “Татаро-монгольское иго – это миф”. Хан Батый – ведь это просто русский князь, и слова “батя”, “батько” – производные от батыя, подкладывает он мне одну за другой научные книги.

Разговор заходит о национальной гордости. “Какая все это глупость, - говорит Мансур. - О другом нужно печься – о своих корнях люди должны помнить. И графу “национальность” из паспорта не надо убирать – мы не какие-нибудь американцы, не помнящие родства, гордиться своим происхождением следует. А что до ассимиляции - в каждом из нас не одна кровь намешена. Если в вас их несколько, пишите – россиянка”, - он непоколебим в своих убеждениях. И протягивает мне еще одну книгу.

Удивительно, автор утверждает, что Мансур – имя древнерусское, хотя мой собеседник с этим не согласен. Вновь скульптор и философ погружает меня в историю, в традиции, уходящие корнями в тысячелетия… Господи, что же мы делим, о чем спорим? Все мы ведь по большому счету просто земляне, имеющие одну прародительницу.

Ему нужна глыба

Хорошо живописцу – поставил мольберт в любом уголке и твори. Скульптору простор нужен. В Душанбе на своих полутора гектарах мог Мансур и камни-глыбы держать, и ваять, никому не мешая, под открытым небом. Нынче в студенческую мастерскую он “камешек” весом то ли в тонну, то ли в двадцать тонн не привезет. Но душа-то просит. Вот и ходит-бродит иной раз по тайге, присматривает. Ведь в самом камне уже заложена определенная информация. Это живые существа, только с низким сознанием. Как рассказал скульптор, известны даже случаи, когда вымирали целые деревни, посмевшие передвинуть валуны и нарушившие гармонию природы. Отомстили им камни.

Мансур убежден, что художник должен остро ощущать свою ответственность перед людьми, заставлять их мыслить. Подходя к себе очень строго, он почти не устраивает выставок и уж тем более не продает свои произведения. “А если жизнь прижмет?” “Было как-то очень туго, - отвечает, - продал одну скульптуру музею в Душанбе…”

“Создание скульптуры – это тяжелейший, изнурительный труд, - говорит Мансур. – Поэтому в мире так мало настоящих мастеров”.

Камень – это своего рода философия. Недаром существуют на Востоке сады камней, недаром сохранились до наших дней кельтские каменные круги. Во всем этом – опыт предыдущих поколений, бессмертие душ… Наверное, отсюда же его увлечение фэн-шуй, тоже своего рода искусством, утверждающим, что в природе существует гармония и симметрия во всем. Мансур – художник, скульптор, философ, человек, имеющий обо всем свое мнение. Наверное, с ним непросто сосуществовать, давит поди своими убеждениями… “Что вы? – удивляется он. – Я же не политик, никому своих взглядов не навязываю”.

…Он категорически отказался сфотографироваться для газеты – это против его правил. А на прощание подарил мне маленькую фигурку белой змеи. Подперев щеку кулачком, она чуть насмешливо улыбалась: “А ты думаешь, жизнь – штука простая?”

Приморье – край особый. Много десятилетий назад сюда приехали представители множества народностей, населявших в то время громадную империю, – кто по доброй воле, кто по принуждению. И вновь приезжают – теперь уже из неблагополучных точек страны. Никто и никогда в нашем крае не задумывался, какой национальности его сосед, живем мы по-настоящему одной семьей.

Сегодня газета открывает новую рубрику – “Многоликое Приморье”. Пишите, звоните нам, называйте адреса интересных людей, сумевших сохранить свои национальные обычаи, увлекающихся национальными промыслами. Приглашайте на свадьбы и праздники, проходящие с соблюдением народных традиций. Мы постараемся рассказать обо всем интересном, что есть в жизни 119 национальностей, населяющих край.

Автор: Материалы подготовила Галина Кушнарева