Гуляй, Вася, в сторону евроремонта
Сегодня рынок строительных услуг развивается, как никогда, активно. Множество фирм – больших и малых, прочно зарекомендовавших себя или новорожденных, в основном частных, берут на себя обязанность построить комфортный особняк или сделать евроремонт. Эта сфера услуг имеет сейчас огромное значение. Канули в Лету времена, когда беременная женщина, пока муж на работе, оклеивала стены обоями. Люди ценят свое время и здоровье. И потому поручают работу специалистам.
Заказы
В фирму, которая дала объявление “Выполняем строительные работы”, звонят с разными просьбами: от “повесить полочку на кухне” до “пристроить мансарду”. Все, конечно, при этом интересуются ценой. Каждый “охотник” желает, чтобы работа была выполнена качественно и дешево. Когда составляют смету, сумма выходит немалая, но раскидай ее – большая часть идет на покупку материала, а остальное делится между фирмой и бригадой.
Обговорив заказ, фирма обычно составляет двусторонний договор, в котором указываются условия выполнения заказа: вид работы, сроки, оплата, материал и прочее. Однако не каждый клиент хочет заключать договор! Обычно такой с неделю раздумывает, а потом говорит, мол, может, без бумаг обойдемся. Это значит: поработайте, ребята, на дядю, может, что и перепадет.
От подобных заказов строители сами отказываются. Как иногда и от ремонта крутого коттеджа, если не чувствуют в себе уверенности. Да и за мелкий ремонт (поклеить на кухне обои, отделать санузел кафелем) берутся неохотно - пока приловчишься, столько времени потеряешь. Другое дело крупный заказ – обить дом вагонкой, отремонтировать квартиру, работа как по накатанной, и плата стабильная. В таком случае строители стараются не упустить шанс.
Фирмочки, работнички
Как уже говорили, фирм на рынке строительных услуг множество. Многие из них имеют лицензии. Не имеющие прикрываются чужими документами. От этого качество работы не страдает, лишь нет контроля со стороны государства, и в случае возникновения спорных вопросов клиент не будет знать, куда обратиться. Есть и так называемые дикие бригады, работающие сами на себя. Они берут за работу в два раза меньше, чем фирмы, потому что не платят налоги и процент фирме.
По сути качество услуг перечисленных компаний ничем друг от друга не отличается. Кому-то предложили работу - и он приятелей подтягивает. Поэтому неважно, канадская фирма или русская, рабочие-то одни и те же.
Конечно, государственные фирмы принимают на работу строителей только со специальным образованием. Но не каждый специалист лучше самородка. Скорее, они хороши в паре – один знает технику выполнения, другой обладает смекалкой и быстрой способностью переобучаться. Есть “дикие” бригады, настолько зарекомендовавшие себя, что владельцы роскошных особняков желают прибегать только к их услугам. Вообще наш Иван на все руки мастер – и пластиковые окна поставит, и русскую баньку срубит.
Я не упомянула о еще одном виде работников, самой дешевой рабочей силе – китайцах. Наши строители выносят свой вердикт: раньше китайцы работали относительно качественно, а теперь очень плохо (“туфта”). Да и привередливы они порой! Работая на квартире, они считают, что хозяйка должна кормить их три раза в день отменным борщом, поить чаем с вареньем и, естественно, подпаивать спиртным. А есть и такие, что вполне по-русски матом загнут.
Да, перед нелегким выбором стоит потенциальный клиент… Может, стоит порой пообщаться с людьми, чтобы определиться?
Людь ты или нелюдь?
Что ни говори, мужики наши умеют работать. Но, как говорится, умеют работать, умеют и пить. У большинства из них есть профессиональная болезнь. Догадываетесь какая? Многие хорошие специалисты, люди уже в зрелом возрасте, получая аванс, пропадают на неделю. Потом объясняют – “болел”, но начальство уже знает, кому верить, а кому и нет. Дело в том, что все эти люди начинали работать тогда, когда за “шару” платили только водкой. Ну не в погреб же ее составлять! Вот и спивались потихоньку. Да и вообще привыкали много чего “на шару” делать, чуть что – “давай обмоем!”. Хотя сейчас у них есть возможность зарабатывать приличные деньги. Даже в промежутках между пьянками они зарабатывают около 6 тыс. рублей в месяц.
Спрашиваю у Димы, строителя со стажем: почему пьешь? “Да разве ж я пью? - смеясь, отвечает он вопросом на вопрос. - Я выпиваю. Почему девчонками все время интересуюсь? Так что ж я, не мужик, что ли? Молоденькие всем нравятся”. “Дима, Дима, - говорю я, – ты разве не знаешь, что у таких девушек любимая фигурка спонсора – животик, кошелек и ушки?”
Интересна категория строителей -технологов зарубежных фирм. Был, к примеру, простой русский строитель, уехал “на родину предков” и там стал технологом по строительным работам. Благо, язык знает и может ездить в Россию с ноутбуком, в котором записаны новейшие технологии. Делов-то – раскрывай да показывай, как импортными материалами пользоваться. Такие люди потом оседают здесь надолго – им при наличии капитала проще в России зарабатывать деньги.
Часто в строительство идут молодые парни, приехавшие из села устраивать жизнь в городе. Уж у них-то в большинстве своем - и хватка, и смекалка, косая сажень в плечах да чувство ответственности. Ни прогулов, ни пьянок. Они знают – как потопаешь, так и полопаешь. Заказчики только удивляются, как эти ребята все быстро да ладно делают. А у тех один ответ - жить-то надо.
Пыльная работенка
Жить надо всем, и строители порой подвергают свое здоровье угрозе, лишь бы копейку заработать. Прежде чем делать ремонт, нужно очистить стены от всего лишнего. При этом в помещении пыль столбом! А ребята – без респираторов и даже без повязок. Потом такая грязь из легких выходит - страшно становится. Если объект за городом (например, санаторий), а сроки поджимают, работники остаются ночевать там же, спят на грязных матрасах, дышат пылью и запахами краски, клея и еще бог знает чего. Готовят на плиточке супчик, а в основном пьют чай с хлебом.
Если строители работают под эгидой какой-нибудь фирмы, то им зачастую дают хэбэшные перчатки на неделю-две. А стираются они за пару дней.
Конечно, и техника безопасности на стройке часто не соблюдается. Порой люди работают за полночь – сроки горят - и от усталости валятся с ног. Бывает, падают с высотных сооружений, когда что-нибудь привинчивают к 10-метровому потолку. Запросто можно дрелью или шлифовальным станком повредить палец. А строитель что? Встал, оклемался, дальше пошел. Работать.
Наколем друг друга?
Работают-то они хорошо. По крайней мере, внешне стандарты соблюдены. А то, что под слоем штукатурки, можно и наспех, кое-как сделать. Щель между стеной и рамой пластикового окна, сделанного не по размеру, можно заткнуть тряпьем и замазать цементом сверху – чтобы материала меньше расходовалось. Ведь всего не учтешь, и можно работу себе в убыток сделать. На большую цену хозяин редко согласится, поэтому нужно где-то обсчитывать.
Клиент всегда настороже. Но вот не учитывает он возможного прокола, выбирая современные зарубежные технологии. Ведь часто они объясняются обыкновенным строителям буквально на пальцах приезжим специалистом. Как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И то, что красочно описано в буклете или на дискете, с первого раза не всегда выходит. К примеру, делая ремонт в одном солидном заведении, строители не раз запортачивали не по своей вине лестницу. Отделывали ее “жидким камнем”. Наносили смесь, которая при застывании приобретает вид, например, розового мрамора. Но то ли технолог неверно объяснил, то ли еще что, но лестница получилась… болотно-зеленой. Клиент в шоке. Несчастные старательные работники неделю отшлифовывают камень. Поди попробуй это сделать, когда состав застыл намертво.
…Наверное, зарубежные специалисты не смогли бы добиться желаемого результата. Куда им до нас!
Кстати, не все хорошо бывает и с материалами из-за рубежа. Спорить не будем, качество у них отличное, но оно может пострадать при транспортировке. Суперклей может перемерзнуть в дороге – все же в России суровые климатические условия. Поэтому наши строители предпочитают наш родной обойный клей.
Не всегда из-за различных неувязок страдает клиент. И рабочим достается. К примеру, их может обмануть фирма, не рассчитавшись за работу. Оставит себе по паре сотен баксов с каждого после завершения крупного заказа. Ведь люди в основном работают, заключая устный договор. И тогда отсекаются все пути добиться справедливости при обмане.
Или, например, фирма дает объявление о приеме на работу “строителей и учеников строителей”. Человеку рассказывают, как давно фирма работает на рынке, какие прямые у нее поставки и выгодные клиенты. Могут даже договор заключить и положить его в сейф. Не будешь же бить в грудь: дайте копию – не принято это у нас. При этом странно, что старые работники почему-то уходят. Естественно, что, отработав месяц, уходят и новички - несолоно хлебавши.
А бывает и так, что клиент накалывает работника. Больше всего здесь страдают “дикие” бригады. Работу они выполняют хорошо и в срок. А заказчик может запросто “кинуть”. Никаких документов и, следовательно, обязательств – гуляй, Вася!
И вообще сдача объекта – сплошная нервотрепка. И это заказчику не нравится, и то. Могут быть и серьезные недостатки в работе. Судиться у нас в таких случаях не принято. Но некоторые это делают. Особенно те, кто уверен, что выиграет дело в любом случае. Как-то наклеили работники в квартире обои, положили плитку, что-то вроде лепки сделали. Но вскоре это все стало морщиться, трескаться, откалываться. Заказчик подал в суд. Эксперты пришли к выводу, что деформация произошла по причине усадки дома. И что вы думаете – истец все же выиграл. Пришлось фирме выплачивать ему положенное.
Как видите, нюансов много. И не всегда выходит все гладко. Все стараются сделать по-русски: быстро и дешево. Поэтому “кидают” друг друга, как могут.
У меня насчет ремонта есть свое мнение, и некоторые строители со мной согласны: можешь сделать ремонт своими силами – делай. Как говорится, и дешево и сердито.
Автор: Марина КРАВЧЕНКО, специально для "В"