Соцанальгин в аптеках не отыщешь
“Отчего так разнятся цены в наших аптеках? Неужели частники не понимают, что нельзя бессовестно задирать цены на жизненно важные препараты?” - вопрошают читатели, звонящие в редакцию. Многочисленная армия льготников вообще лишена возможности получать предусмотренные законом льготные лекарства. Неоднократные жалобы побудили управление муниципальным имуществом городской администрации начать масштабную проверку муниципальных аптек Владивостока.
“Нас обкрадывают в аптеках!”
Пока еще о результатах проверки говорить рано. Но мы попробовали разобраться в системе ценообразования на лекарственные препараты и определить, завышают ли наши аптеки цены или то, что творится сейчас на фармацевтическом рынке Владивостока, делается в рамках закона.
Действительно, цены на лекарственные препараты в аптеках разнятся, иногда существенно, но чаще, особенно это касается недорогих лекарств, - на несколько рублей. К примеру, в аптеке, принадлежащей “Нури компани”, расположенной в районе остановки “Комарова”, цены на актуальные нынче препараты против гриппа и простуды были выше, нежели в расположенной неподалеку аптеке, принадлежащей ОАО “Фармация”. Полюбившийся многим “Фервекс” здесь можно приобрести за 88 рублей, тогда как у “Фармации” этот препарат стоит 70 рублей. То же касается всевозможных капель для носа, противокашлевых препаратов. Значительно дешевле вышеперечисленными и другими лекарствами можно обзавестись в муниципальной аптеке № 33. Однако и здесь есть препараты, цены на которые такие же, как и в немуниципальных аптеках. Так как же идет процесс ценообразования на лекарственные средства? Мы обратились за консультацией и разъяснениями к различным специалистам фармрынка - директору ЗАО “СИА - интернейшнл-Владивосток”, поставляющей в Приморье лекарственные препараты, Борису Бармину, менеджеру муниципальной аптеки № 33 Елене Ландарь, председателю комитета по ценообразованию и контролю за ценами администрации Приморского края Борису Курдюкову. Вот что удалось выяснить.
Реестр “на вырост”
В июле 1999 года в соответствии с постановлением правительства РФ от 29 марта того же года “О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства” в России был введен реестр, влияющий на формирование цен на лекарственные препараты. Производитель обязан зарегистрировать цену на свой медикамент в федеральных органах. Издавая этот документ, правительство преследовало две основные цели: сделать весь процесс ценообразования прозрачным и добиться удешевления лекарства. Сразу оговоримся. Законопослушные предприятия-изготовители, заявляя свои цены в госреестр, представили их с запасом, “на вырост”. Понять их можно - инфляция. Хотя предприятие может и перерегистрировать цены на свои препараты, если докажет, что расходы на производство увеличились.
Откуда проценты?
Право утверждать проценты торговых надбавок, покрывающих затраты аптек по реализации, правительственным постановлением “О мерах по упорядочению государственных цен (тарифов)” от 7 марта 1995 года отдано субъектам федерации. Действующие в настоящее время размеры этих надбавок предусмотрены постановлением губернатора № 461 от 20 июня 2000 года “Об утверждении предельных надбавок и порядка формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения”. Оно касается всех находящихся на территории края юридических и физических лиц, имеющих лицензии на данный вид деятельности, независимо от их формы собственности. В городе Владивостоке к зарегистрированной цене оптовым организациям разрешено “накручивать” до 20 процентов, розничным - до 40. В сумме наценка на реализацию продукта от зарегистрированной цены не может превышать 60 процентов. Раньше она “гуляла” от 80 до 100.
Борис КУРДЮКОВ:
- Прежде чем установить именно такие процентные надбавки, мы неоднократно совещались с аптекарями, медиками. Изучили опыт работы соседей по региону. Например, Хабаровский край, изначально занизив проценты торговых надбавок на медикаменты, вынужден был впоследствии их поднять до такого же, как у нас, уровня. Что такое 40 процентов? На сумму в 100 или 1000 рублей прибавка весомая, а на 1 рубль - сущий пустяк, не покрывающий никаких расходов продавца. Сделать благое дело и снизить надбавку? Мы вынудим аптеки не заниматься дешевыми лекарствами - им это будет невыгодно. Тем более, как показывает практика, на дорогостоящие лекарства, особенно те, которые жизненно важны для некоторых категорий тяжелых больных, надбавки минимальные. Анализ 53 муниципальных аптек в крае показал, что в четвертом квартале 2000 года по сравнению с третьим объем продаж медикаментов в оптовых ценах вырос в среднем процентов на 50. Возможно, аптеки стали больше заказывать, но вернее всего, сказался рост зарегистрированных цен. А вот объем реализации в аптеках хотя и вырос, но в меньшей мере - процентов на 40. Получается, что аптекам поневоле нужно сбрасывать цены на медикаменты. Средние торговые надбавки за это время снизились приблизительно с 35 до 28 процентов. Однако рост зарегистрированных цен на препараты, а соответственно снижение процентов надбавок вряд ли можно считать сдерживающим фактором. Повышение зарплаты или пенсий, сезонность, неблагоприятная эпидобстановка могут увеличить спрос на лекарства, а значит, увеличить и сумму на ценнике. Единственное, что до пределов, оговоренных в юридическом порядке.
Елена ЛАНДАРЬ:
- Какую надбавку применяет аптека - легко проверить. У нас существует протокол согласований с предприятием-поставщиком к каждой фактуре. На примере своей аптеки могу сказать, что обычный процент торговой надбавки у нас 23-25. На дорогие препараты 10-15. Конечно, ежеквартально цены меняются - производитель привязан к курсу доллара. Однако мы не используем 40-процентный предел надбавок. Мы прежде всего медики, значит, должны думать о социальной стороне вопроса. Как правило, наши постоянные клиенты - люди с низким доходом, вынужденные тратить на лекарства основную часть семейного бюджета. Поэтому в нашей аптеке предусмотрены системы скидок на препараты от бронхиальной астмы, глаукомы и катаракты, ряда других заболеваний.
Хочу отметить, что порой у дистрибьютора цены ниже, чем зарегистрированные. Для покупателя неважно, каким путем это достигается, ведь от этого и цена реализации препарата в аптеке ниже. Что же касается других аптек, то они, на мой взгляд, придерживаются практически такой же политики. Потому что вынуждены работать только с теми медикаментами, которые быстро реализуются. Не последний фактор в сдерживании надбавок на лекарства - жесткая конкуренция.
Даже если аптеки будут придерживаться одинаковых надбавок, достигнуть равенства цен, которое было при социализме, невозможно. В реестре одно и то же лекарство разных заводов-изготовителей зарегистрировано по разным ценам. Вот, к примеру, детский парацетамол (сироп). Цены от разных российских производителей на него варьируются от 13.92 до 25.68, на взрослый таблетированный - от 1.69 до 2.70, на перекись водорода - от 1.10 до 3.63, на ремантадин 0,05 г - от 25 рублей до 39.90.
Еще одно звено в цепочке, которое проходит лекарство от производителя к покупателю, - оптовики. Как бы ни хотелось сегодня возложить на них ответственность за пугающие цены - не получится. Сколь бы ни было посредников в доставке лекарственных препаратов до розницы, размеры оптовых розничных надбавок не должны превышать их предельного размера.
По словам директора ЗАО “СИА - интернейшнл-Владивосток” Бориса Бармина, после введения реестра многие пошли путем максимальных надбавок. Но жесткая конкуренция расставляет все на свои места. Что касается оптовых предприятий, торгующих фармацевтической продукцией в Приморье, то сегодня здесь вряд ли кто ставит максимальные 20 процентов. Компания “СИА - интернейшнл”, три года представляющая на приморском рынке московскую фирму, торгует с надбавкой всего в 5 процентов. По таким же процентам работает большинство оптовиков в крае, подтверждают руководители аптек.
Чтобы убедиться в том, как у наших соседей решаются перечисленные проблемы, мы обратились к хабаровским коллегам. Они предоставили ряд цен на наиболее часто покупаемые лекарства в хабаровских муниципальных аптеках.Они ничуть не отличаются от тех, что мы видим в наших аптеках. А вот москвичи находятся в более выигрышном положении. У них торговые надбавки минус транспортные расходы ниже, чем у нас. Хотя и у них пенталгин стоит 52-53 рубля, а полюбившийся многим витаминный препарат “Центрум” на 30 таблеток - 160. Точно так же, как и у нас. Вот только нам с вами до доходов москвичей никак не дотянуться. Поэтому и вынуждены замечать каждый рубль, которым прирастает ценник в аптеке.
Автор: Елена МАНИНА, "Владивосток"