Конкурс по сбору платежей прошел без конкуренции

Содержание городского хозяйства всегда требовало больших затрат, которые компенсировались в основном государством. И лишь частично пополнялись за счет горожан. Сегодня бюджетных средств катастрофически не хватает, и город, а точнее его коммунальное хозяйство, существует в основном на деньги своих жителей, собираемых в качестве налогов и платы за квартиры и услуги. Их, естественно, тоже не хватает. А поскольку в нынешних условиях дополнительных финансовых вливаний ждать неоткуда, единственный выход - экономное расходование того минимума, что мы имеем.

6 март 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №92 от 6 март 1997

Содержание городского хозяйства всегда требовало больших затрат, которые компенсировались в основном государством. И лишь частично пополнялись за счет горожан. Сегодня бюджетных средств катастрофически не хватает, и город, а точнее его коммунальное хозяйство, существует в основном на деньги своих жителей, собираемых в качестве налогов и платы за квартиры и услуги. Их, естественно, тоже не хватает. А поскольку в нынешних условиях дополнительных финансовых вливаний ждать неоткуда, единственный выход - экономное расходование того минимума, что мы имеем.

Поэтому показалось вполне разумным объявление Владивостокской мэрией конкурсов на производство работ и услуг, необходимых для обеспечения нормальных условий проживания горожан. Во-первых, это бы несколько снизило стоимость самих услуг, так как здесь вступает в действие механизм рынка: нанимают того, кто делает лучше и дешевле. Во-вторых, тот, с кем заключен договор, всегда помнит, что его конкуренты не дремлют.

Решили начать с системы сбора платежей. Это ведь тоже услуга, которая, что там говорить, еще далека от совершенства и имеет массу неудобств для клиента. На этом основании мэр города В. Черепков издал постановление “О развитии конкуренции”. Но вслед за ним и. о. мэра Юрий Копылов передал функции сбора платежей за коммунальные услуги и жилье Сбербанку РФ и почтовым отделениям, а обработку поступивших средств поручил вычислительному центру и заключил договоры с этими организациями. И на каких же условиях?

Сбербанк и почта получают за свои услуги по 2 процента от собранных платежей. Столько же причитается и вычислительному центру. Это немало. Однако возникает еще одна затратная статья - изготовление новых бланков (которые недавно всем нам забросили в почтовые ящики), оплата их доставки и содержание дополнительного штата бухгалтеров. Это еще как минимум 1 процент.

Но это мы уже проходили. От такой системы сбора и обработки платежей в свое время отказались как от слишком затратной и неудобной для населения. Денежные средства, собираемые банками, поступали на счета поставщиков коммунальных услуг через 15-20 дней, “прокручиваясь” сборщиками для извлечения прибыли. Это не давало возможности вносить оперативные изменения в лицевые счета, волокитило выдачу справок и приносило другие неудобства. Поэтому и было решено организовать прием платежей непосредственно в ЖРЭУ.

Устранение посредников принесло ощутимую выгоду: затраты на сбор и обработку платежей сократились вдвое, собираемые средства стали поступать так называемым поставщикам услуг буквально в течение нескольких дней и регулярно. За 2 года эта система отработалась, исчезли очереди в кассы и бухгалтерии - компьютеризация все-таки великое дело. И вот теперь, когда вложенные средства практически окупились, новая администрация все ломает и возвращает на круги своя.

А как же конкурс? Мы, честно говоря, надеялись его выиграть, поскольку еще в декабре прошлого года предложили мэрии свои условия: ежедневные перечисления собранных средств на счет мэрии всего за 3 процента от общей суммы (против сегодняшних 5), которые требуются на содержание аппарата бухгалтерий. Выгода очевидная. Если по Ленинскому району собирается около 7 миллиардов рублей в месяц, то экономия (те самые 2 процента) составила бы 140 миллионов рублей ежемесячно. Умножим эту цифру на 5 - количество городских районов и получим полмиллиарда рублей, которые могли бы использоваться на поддержание городского и коммунального хозяйства.

А сегодня эти средства просто осядут в банках и почтовых отделениях, которые получат их практически не прилагая усилий. Что в очередной раз увеличит себестоимость содержания жилья. А карман квартиросъемщиков и так тощий. Зачем же его еще и выворачивать?

В связи с этим напрашивается вопрос: так в чем же смысл конкурса?

Автор: Юрий СМИРНОВ, юрист ПЖРЭТ-2 Ленинского района