Гнездо для подранков
У этих детей самые разные судьбы. Десятилетний Саша жил в подъезде на ящике с картошкой. Возможно, что его родители-пьяницы попросту пропили квартиру, и где они теперь – бог весть, а мальчика привели в краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних “Парус надежды” жильцы дома. Сережа приблизительно шести лет жил несколько недель в туалете железнодорожного вокзала. Он уверял всех, что он из Артема и за ним скоро приедет мама. Не дождавшись заблудшей мамы, сердобольная уборщица привела его сюда, на Океанскую. У Вовы мама погибла, а старшая сестра пьет. У Толи пьют оба родителя, а сюда он попал после тяжелейшей психологической травмы. Гораздо лучше судьба Иры, они с мамой – дружная семья, но у них был пожар, и полностью сгорела квартира. Теперь мама хлопочет о жилье и навещает дочь каждый день.
“Учреждения подобного типа начали создаваться в Приморье всего шесть лет назад, - рассказала Ольга Храпченкова, начальник отдела материнства и детства управления социальной защиты АПК. - И за это время построено 16 реабилитационных центров по всему Приморью. Через них прошло уже не менее 11 тысяч детей. Наши специалисты создали для них теплую домашнюю обстановку, провели работу по формированию у них недостающего социального опыта, дали шанс свернуть с пути правонарушения, а кого-то просто спасли от верной гибели. В большинстве своем дети, попадающие к нам, имеют негативный опыт общения со взрослыми. Нелюбимые, избиваемые, унижаемые, они выработали два стереотипа поведения: либо угодничество, приспособленчество, готовность к любой подлости, либо, если это сильная натура, бунт, агрессивное сопротивление. Такие дети убегают из дома. Мы пытаемся изменить эти стереотипы, настроить на другую линию поведения – на партнерство. Пытаемся на руинах взрастить чувство собственного достоинства. Для этого с детьми работают опытные психологи, и мы стараемся, чтобы этими специалистами были укомплектованы все социально-реабилитационные центры края”.
Изменить стереотип поведения – задача не из легких. Из малолетнего злобного бродяжки сотворить мудрого созидателя! Даже взрослые люди перед такими задачами пасуют. Попробуйте, к примеру, бросить курить или женить старого холостяка. Как часто, уходя на пенсию, люди не находят в себе сил сменить образ жизни и устраиваются на любую работу. Что говорить о детях, перенявших от родителей психологию потребительства – самую распространенную в посттоталитарном обществе, где множество даже вполне достойных граждан глубоко убеждены, что все вокруг им должны и на блюдечке с голубой каемочкой просто обязаны принести хорошую работу, большую зарплату и счастье в личной жизни. Для этих граждан собственные дети в лучшем случае обуза, в худшем – враги, на которых приходится тратить душевные силы, время и деньги. Выпавшие из таких родительских гнезд подранки только здесь, в центре “Парус надежды”, узнают, что на свете есть чистые и уютные комнаты, улыбающиеся и доброжелательные взрослые. Здесь детей лечат от застарелых гастритов и бронхиальных астм, откармливают и “витаминизируют”. Для каждого составляется индивидуальная коррекционная программа, результаты которой регулярно обсуждаются на консилиумах. Врач по лечебной физкультуре учит детей правильно и красиво двигаться, обращает внимание на осанку. Может быть, в их жизни никогда больше не встретится человек, которой обратит внимание на то, как по-разному ходят люди. Вся надежда на цепкую детскую память, благодаря которой девочки все запомнят и вырастут красавицами, мальчики – здоровыми.
Реабилитационный центр – один из немногих шансов (наряду с усыновлением, опекунством и прочим призрачным счастьем) для детей из неблагополучных семей увидеть, как выглядит нормальная жизнь, чего реально можно достичь и к чему стоит стремиться. И кто знает, может быть, именно увиденное здесь выбьет ребенка из порочной среды. Есть же примеры, когда в семье алкоголика вырастают абсолютно непьющие и очень славные люди. Дети расспрашивают воспитателей: “А как вы стали врачом, педагогом, психологом? Сколько лет вы учились?” И удивленно восклицают: “Как это долго – школа и потом институт!” Их удивление понятно, ведь большинство их мам и пап не осилили даже среднюю школу.
Прервать дурную связь поколений, сбить негативный стереотип – вот цель, для достижения которой используются самые разнообразные средства. В центре “Парус надежды” есть театральный кружок, который ведет Тамара Федотова. Подросток Саша участвовать в нем категорически отказывался. Но накануне премьеры заболел актер на роль современного Колобка, и каким-то невероятным чудом Тамара Константиновна уговорила его заменить заболевшего. На этом чудеса не кончились: Саша оказался талантливым актером, неузнаваемо перевоплощающимся на сцене. Впервые в жизни услышав в свой адрес похвалы, подросток расцвел, и даже в школе пошли “пятерки”.
Отделение социальных программ центра работает с детьми, объединенными общими проблемами. Как рассказала директор Татьяна Гольцова, сюда заезжают в одну смену или дети из неполных семей, малоимущие, или от пьющих родителей, родителей-инвалидов, либо дети-инвалиды. Последним психотерапевты рассказывают об Милтоне Эриксоне, знаменитом враче. Он в 17 лет стал полностью неподвижным инвалидом, после полиомиелита у него двигались только глаза. Тем не менее он смог не только поднять себя на ноги и сделать практически здоровым человеком, но и передать свой опыт сотням и тысячам людей, стать родоначальником нового направления в медицине. Воспитать героическое начало в ребенке – значит выпустить его в жизнь сильным и справедливым. Посеешь характер – пожнешь судьбу.
Среди тех, кого судьба энергично толкает на дно жизни, есть талантливые и не очень. Начальник управления социальной защиты АПК Сергей Пикин считает, что, несмотря на большие затраты, такие учреждения нужны и это приоритетное направление краевой политики, так как оно направлено на спасение нашего генофонда.
Шестнадцатилетняя Таня, симпатичная и со вкусом одетая девушка, жила в центре “Парус надежды” два года назад, сейчас живет под одной крышей с пьющей мамой и ходит в обычную школу, но часто приходит в гости к любимым воспитателям, с которыми можно поговорить по душам, посоветоваться. “Я без центра просто пропала бы. Я до сих пор переписываюсь с друзьями, которых нашла тут. Здесь дети нормальные, не то, что в обычной школе. Никто не смотрит, кто твой папа и как ты одет. А в новой школе я ни с кем не могу найти общего языка, меня дразнят бомжихой”.
Автор: Наталья ДЕКА