Вегетарианцев просят не беспокоиться

Все флаги в гости к нам: с забитыми мясом трюмами, рефрижераторами, контейнерами. Необъятные российские просторы, где опустели пастбища и затихли птицефермы, превратились во всеядный рынок сбыта предприимчивых зарубежных фирм.

16 янв. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №912 от 16 янв. 2001
Все флаги в гости к нам: с забитыми мясом трюмами, рефрижераторами, контейнерами. Необъятные российские просторы, где опустели пастбища и затихли птицефермы, превратились во всеядный рынок сбыта предприимчивых зарубежных фирм.

За обедом недосуг вникать, какое “гражданство” имеет аппетитный на вид кусок в борще. Главное – калории. Но каким “соусом” они приправлены?

Импортеры не скупятся на стимуляторы

Американцы жирные куриные окорока не жалуют, им белое мясо подавай. Вот и топают “ножки Буша” нескончаемым табуном на непритязательный российский рынок. Но только ли во вкусах дело? Даже при отменно сбалансированном питании невозможно за короткий срок откормить курицу так, чтобы у нее тяжелыми складками свисал жир. Нетрудно предположить, что тут не обошлось без использования препаратов, стимулирующих обмен веществ, в том числе гормонов. В жировой среде эти вещества хорошо растворяются и концентрируются, и обнаружить их здесь проблематично.

Об этом наша газета писала в июле прошлого года, основываясь на доводах ученых, медиков, представителей служб, контролирующих безопасность продуктов. Тогда в Приморье еще не было ни одного примера, когда бы эти предположения, хоть и очень доказательные, были подтверждены лабораторными исследованиями.

Но, как говорится, не прошло и полгода…. С августа 2000 года Приморская краевая ветеринарная лаборатория начала проводить исследования импортной продукции животного происхождения на количественное содержание естественных стероидных гормонов: тестостерона, прогестерона, экстрадиола-17-в (гормональных стимуляторов роста) - методом конкурентного иммуноферментного анализа. И буквально за полтора месяца в 18 образцах мясопродуктов из США и Австралии были обнаружены гормоны. Они дали себя знать в голени индейки и куриных окороках из Америки, в сердце говяжьем, баранине и козлятине на кости и других мясопродуктах, привезенных с Зеленого континента.

Несмотря на то, что еще в 1999 году главный государственный ветеринарный инспектор России подписал “Указание по организации государственного ветеринарного надзора за содержанием гормональных стимуляторов роста и тиреостатиков в продукции животного происхождения”, практически нигде в стране пока не налажен честный и эффективный контроль. Приморье оказалось исключением. Поэтому выявленные результаты стали громом среди ясного неба и наделали немало переполоху на международном уровне. Скандальные пробы были отправлены с нарочным в Москву в Центральную научно-методическую ветеринарную лабораторию для повторных исследований. В 16 образцах было подтверждено превышение от двух до девяти раз допустимого уровня тестостерона, что говорит о широком применении запрещенных гормональных стимуляторов роста при откорме скота и птицы в США и Австралии. Во Владивосток наведались представители американских фирм и сами убедились, что у российской стороны есть все основания предъявлять претензии к поставляемой ими мясной продукции.

Боязнь вместе с мясом “откушать” препараты, используемые для повышения оплодотворяемости животных или увеличения их биомассы, не какая-нибудь новоявленная …фобия. Даже видоизменяясь, эти вещества способны сохранять свою биологическую активность и оказывать на человека точно такое же воздействие, как и на братьев по крови. Не случайно Европа не идет ни на какие уговоры и поставила безоговорочный заслон на пути сомнительного продовольствия из-за океана. На симпозиуме, состоявшемся осенью 2000 года, американцы пытались призвать его участников к благоразумию, ссылаясь на то, что ни в одном документе международного уровня не приводятся данные, подтверждающие вредное воздействие на физиологическое развитие человека мясных изделий, при производстве которых использовались интенсивные технологии. Но страны ЕЭС, похоже, уже не переубедить.

Что же касается России, то у нас о принципиальной позиции речи пока не идет. В силу вступают другие аргументы - заключены долгосрочные контракты, есть взаимные обязательства.… Ветеринарно-санитарная экспертиза, призванная защитить потребителей от потенциальной опасности, пытается выполнить возложенные на нее функции. Но что дальше?

- Мы не знаем, продолжать эту работу или нет, - рассказывает заведующий краевой ветеринарной лабораторией Валериан Дунаев. – В Москве на наши звонки отвечают, что продолжать надо, что эти данные понадобятся при заключении новых контрактов по поставкам мяса. На сегодняшний день проводятся исследования еще 61 образца мясной продукции из США, Австралии, Канады и Вьетнама.

Вершина китайского айсберга

После вспышки ящура в Китае весной прошлого года ввоз мяса к нам из этой страны по решению департамента ветеринарии России был запрещен. Особенно тяжело оказалось смириться со строгой мерой приморским коммерсантам: очень уж близок локоток. Да и для их китайских партнеров слишком ощутимой стала прореха в бизнесе. Специально для России накапливали продукцию, срок годности которой стремительно истекает. Куда теперь ее девать?

- Сегодня для нас самая большая проблема – контрабанда мяса из Китая, - рассказывает главный ветеринарный инспектор края Владимир Семенов. – Задержали и уничтожили восемь тонн свинины, на Марковском переходе арестовали 18 тонн говядины. Но мы понимаем, что это только вершина айсберга. Сейчас пытаемся пойти другим путем и подорвать экономическую основу для контрабанды мяса. Есть предприниматели, которые готовы наладить выпуск колбасы на территории соседней страны и ввозить в Приморье уже готовую продукцию. Колбаса получается вкусная, качественная, после промышленной обработки мясо уже не представляет никакой потенциальной опасности.

В конце декабря китайская делегация посетила Москву, где обсуждался вопрос о снятии запрета на экспорт мяса в Россию. Однако такой договоренности пока не достигнуто. Слишком коварная болезнь ящур, чтобы можно было рисковать. От этой вирусной инфекции погибает 20 процентов заболевшего скота, а тот, что переболел, теряет до 80 процентов своей продуктивности. Наши стада и без того малочисленные, и такая напасть их просто подкосит. А завезти возбудителя заболевания можно даже с упаковкой.

Нашим коровам не до бешенства

Проблемы животноводства других стран мы вынуждены воспринимать как свои собственные, поскольку свое загублено на корню, а кушать от этого хочется не меньше.

Европа озабочена коровьим бешенством, или, если правильно, губчатой энцефалопатией крупного рогатого скота. Западная граница не закрыта, но контролирующие службы гарантируют, что на этот счет повода для беспокойства нет. Для контроля из каждого региона в центральную лабораторию страны раз в квартал отправляются пробы мозга коров и овец после убоя. И пока на территории России не зафиксировано ни одного случая коровьего бешенства. Как объясняют специалисты, наш скот спасает... его слабость. Чем животное продуктивнее, тем сильнее ослабевает его иммунная система и тем быстрее распространяются всевозможные заболевания. При надоях молока в килограмм или два у наших коров иммунитет вполне устойчив.

Но сполна полагаться только лишь на такую уверенность все-таки не приходится. Отправка каждой партии мяса из стран Европейского экономического союза проходит под контролем ветеринарного инспектора из России. При малейшем подозрении отгрузка приостанавливается. Буквально перед Новым годом из Ирландии вернулся главный ветеринарный врач Артема Михаил Трухин, который пробыл за рубежом около двух месяцев. Из приморцев к такой работе он привлекался не первым.

Так что поле деятельности наших ветврачей расширилось до международного уровня, и теперь они знают доподлинно, как производство организовано “у них”.

- В Америке я был на мясокомбинате, где в час забивается 1100 голов свиней, - рассказывает Владимир Семенов. – Представьте, как быстро надо откармливать поголовье, чтобы без сбоев работал такой конвейер. Животные, возможно, даже и солнца-то никогда не видели. В Китае используется другая технология, но там тоже все поставлено на поток. Загоны забиты свиньями, и их кормят, кормят. А вот во Вьетнаме, откуда в последнее время Приморье получает большие партии мяса, животные содержатся в более естественных условиях.

Теперь понятно, почему свинина из Вьетнама намного вкуснее, чем из других стран, и это уже сумели оценить многие покупатели.

Отличить бы кошку от кролика

Но ни на одном предприятии пестовать свинью не будут так, как на хозяйском подворье. Ветврача на селе не проведешь, он знает о животных всю “подноготную”: что было в их рационе, чем болели, какими лекарствами их “потчевали”.

Владимир Семенов считает, что деревенская пища, конечно, здоровее, однако, как говорится, доверяй, но проверяй.

- Серьезную озабоченность вызывает у нас рынок, организованный во Владивостоке на стадионе “Строитель”. Здесь нет лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, а потому на ярмарку везут все, что было забраковано в других местах. Администрация Первореченского района не выполняет наших предписаний. Не исключено, что здесь вам продадут кошку вместо кролика или собаку вместо барана. А если трихинеллез? В крае в прошлом году был случай, когда не прошедшая экспертизу медвежатина с возбудителями заболевания попала в продажу. От трагедии спасло только то, что это было вовремя обнаружено, и смертельные случаи удалось предотвратить. Личинки трихинеллы за 8-15 дней изнутри разъедают мышцы человека. Особое коварство заболевания в том, что его не сразу распознаешь, а потом уже будет поздно.… Я со всей ответственностью могу заявить, что нет никакой гарантии того, что на этом рынке покупатели защищены от заражения трихинеллезом и другими инфекциями.

Существует постановление, согласно которому любое привезенное в краевой центр мясо должно проходить повторную экспертизу. Но именно Владивосток из всех городов края отличает особая неорганизованность. У нас есть большие сомнения по поводу того, что таким повторным анализам подвергается продукция, поступающая в рестораны и даже санатории. Но если гуляющим в ресторанах диета не грозит, то в лечебных учреждениях к качеству главного источника белка – мяса должен быть очень строгий подход. В ближайшее время мы намечаем провести проверки сети общественного питания.

…Приезжая в Россию в гости или в деловую командировку, многие иностранцы остерегаются есть у нас мясные блюда. Они объясняют это тем, что получили пуританское воспитание, привыкли избегать такой калорийной пищи, что исповедуют вегетарианство. И их можно понять: лучше уж немного слицемерить, чем рисковать своим здоровьем.

Автор: Надежда БРАЖИНА, "Владивосток"