Миг и Вечность
Имя московской художницы Илонки Гансовской значится в афише спектакля академического театра им. Горького “…Забыть Герострата”. Декорации и костюмы явились одним из ярких достоинств премьеры, но имя Гансовской мало что говорит приморским театралам.
Между тем ее творчество широко известно
в столичных кругах. Картины Илонки украшают частные коллекции и выставочные залы
в разных уголках мира.
- Илона, насколько мне известно, “…Забыть Герострата” не является вашим дебютом на сцене театра им. Горького?
- Этой истории более 20 лет. После окончания Суриковского художественного училища я отправилась на практику в драматический театр Комсомольска-на-Амуре. Сама выбрала это направление, обуреваемая жаждой новых впечатлений. Главным режиссером местного театра тогда был Ефим Звеняцкий, а среди молодых актеров те, кого сегодня считают звездами Приморского академического. Воспоминания о работе с творческими, ищущими людьми очень светлые… А еще запомнился постоянный пронизывающий холод. Чтобы хоть как-то согреться в гостиничном номере, забиралась под одеяло прямо в одежде, повязав голову пуховым платком, ставила на грудь тепленькую кастрюльку с макаронами. Обогрев и еда – в одном флаконе… Год жизни в Комсомольске-на-Амуре, первые профессиональные шаги в роли театрального художника – важный эпизод для меня. С Ефимом Звеняцким расстались друзьями, в общем, не назначая встречи.
- И как судьба свела вас вновь?
- Спустя несколько лет я готовила выставку своих работ. Сижу в машине, нагруженной доверху картинами… Вдруг вижу человека с ну очень знакомым лицом. Вглядываюсь – Ефим Семенович собственной персоной. Вдвоем мы быстро перетаскали из машины все картины. А заодно – после нескончаемых разговоров и воспоминаний - пришли к мысли, что неплохо было бы возобновить сотрудничество. Вскоре я прилетела во Владивосток для работы над постановкой “Филумена Мартурано”.
С тех пор Илона с любовью относится к Владивостоку. Ей дороги редкие встречи с приморцами. “Я бы часами смотрела на эту красоту, - говорит она, глядя на залив. – Но работа над спектаклем строится по такому жесткому графику, что мне достаются лишь отблески огней на темной воде…”
- Морские звезды, причудливо расчерченные гальки, ракушки часто венчают ваши пейзажи. Почему же там не нашлось места для янтаря – этого солнечного символа северного моря?
- Янтарь сам по себе совершенное творение природы. Делать копию… Зачем?
Зато животные – обязательный объект в творчестве Илоны. На сей счет у нее свое давно сложившееся убеждение, ставшее сутью ее живописи: дать голос природе и животным, ведь они сами не могут сказать за себя. Живое существо воспринимается ею как личность. Илона – убежденная вегетарианка. Однажды она поняла, что любить животных и употреблять их в пищу – невозможно, противоестественно. Действительно, кто дал человеку право снисходительно называть животных “братьями нашими меньшими”, ставить на них опыты, обвешиваться их шкурками? Илона не носит натуральных мехов (хотя это и проблематично зимой). А вместо кожаной она носит плетенную из прутьев сумку-корзинку…
В одной из наших бесед мы коснулись темы самой, пожалуй, важной сегодня для Илоны. Она – мама очаровательной десятилетней дочери Каролины. “Кролик” - так ласково называет Илона дочь – сопровождает маму в любой поездке. Девочка самостоятельно грызет гранит науки - учит уроки в самолете, в гостиничном номере. Кто-то скажет – ну что это за учеба?! А для Илоны и ее дочки важнее всего не расставаться (благо, сегодня можно выбрать подходящую форму обучения в школе), сохранить атмосферу семьи.
Ведь Илона – серединка яркой семейной линии. Отец Север Гансовский – самобытный художник, писатель-фантаст, человек удивительной судьбы. Ему довелось воевать в морской пехоте, работать на конном заводе в Казахстане, быть школьным учителем, журналистом. После революции почти весь польско-латышский род Гансовских был изведен под корень. Отец Илоны положил начало возрождению духовной линии своей семьи, в которой когда-то считалось обязательным играть Шопена, знать несколько иностранных языков, рисовать… И слышать живой мир. “Миг и Вечность, падение звезды и зарождение жемчужины…” - это слова вступления к одному из живописных альбомов художницы, который начинается с портрета отца.
Автор: Татьяна БАТОВА, специально для "В"