Под “Аркой” о несуетном
Бывает, заглянувший в галерею “Арка” зритель даже не дойдет до середины зала, закрыв за собой дверь в недоумении: “А что здесь смотреть?” Некоторые остаются надолго, созерцают… Есть некое коварство в современном искусстве – оно открывается не всем и не сразу, считает директор галереи Вера Глазкова. Но она не сожалеет, что выбрала это дело.
Бывает, заглянувший в галерею “Арка” зритель даже не дойдет до середины зала, закрыв за собой дверь в недоумении: “А что здесь смотреть?” Некоторые остаются надолго, созерцают… Есть некое коварство в современном искусстве – оно открывается не всем и не сразу, считает директор галереи Вера Глазкова. Но она не сожалеет, что выбрала это дело.
Как показывает время, оно оказалось успешным.
Вере не нравится называть себя директором галереи. Владелицей – тоже: не отвечает ее внутреннему складу. Она скорее некий элемент цепи “художник – зритель”. На первый взгляд, простой, а на деле весьма витиеватой.
В другой жизни Вера Глазкова была научным сотрудником Тихоокеанского института биоорганической химии ДВО РАН. Творческая работа, некие высоты в научных изысканиях – кандидатская о свойствах митилана (углевод-белковый комплекс из мидий) сегодня востребована в научной среде. Все это было так недавно – каких-то пять лет назад. И давно. Ту жизнь заслонила нынешняя, связанная с галереей. Может быть, оттого рассказ Веры о карьере ученого-химика немногословен.
Часто она спрашивает себя – случайно ли обстоятельства сложились так, что из любимой науки пришлось уйти? А может быть, все было предопределено, чтобы во Владивостоке появилась “Арка”? Взяв жертву, судьба щедро возместила. Но тогда, оставшись вдруг просто мамой взрослеющей дочери, женой, домохозяйкой, Вера размышляла, чем в принципе может заняться человек в 40 лет. Как-то в одном из московских музеев купила незначительную картинку. И вдруг подумала, что это и может стать ее делом…
Где можно приобрести работу хорошего художника? Кто сказал, что он хороший? Насколько авторитетно мнение того, кто сказал? Сегодня в России, увы, нет цивилизованного рынка, на котором художники могли бы предложить свое творчество. Он начал было формироваться на волне интереса к русским на заре перестройки, когда упал железный занавес. Иностранцы хлынули в Россию, открывая новое для себя, недоступное ранее современное искусство. Но постепенно интерес угас – в сформированный десятилетиями иностранный рынок так просто не войти. Там другая ментальность: есть галереи, они издают каталоги. Если имя там значится – художник существует…
- Наивно полагать, что картину продашь, если тебя не знают, - говорит Вера. – Но это не замкнутый круг. Выход пока не близко – надо работать. Искать молодых художников, наблюдать за их творчеством, выставлять их. Моя задача - в создании некоей экспериментальной площадки, где могут проверить свои силы, свою востребованность и молодые, и зрелые художники…
Вернувшись из той московской поездки с принятым решением, Вера обратилась к давней подруге Марине Куликовой, искусствоведу. Начиналось все легко и светло. Маринино видение процесса современного искусства, интуиция Веры, владивостокские художники, которые поддержали это начинание безоговорочно, поверили в него – все сложилось. Название родилось задолго до того, как было определено место галереи. К слову, оно было выбрано случайно. Вера листала газеты в поисках недвижимости, подходящей по цене и по площади. Наткнулась на объявление “Продается квартира на Светланской. 100 кв. м, 1-й этаж”.
Импульсивная Марина считала, что начинать надо именно с названия. Вере хотелось сначала чем-то заявить свое дело... Как бы там ни было, логотип “Арка” (сегодня он встречает посетителей на самом входе – вмонтирован в покрытие пола), разработанный Андреем Камаловым, возвестил – галерея есть.
Осенью этого года “Арка” участвовала в самой авторитетной в Европе берлинской ярмарке искусств. Удивительное зрелище. Павильоны, в которых увидишь все – от разбитого (пардон!) унитаза до живописных полотен с абстрактными сюжетами. Но еще удивительнее другое – очереди в билетные кассы. При том, что выставочный комплекс - не музей, не традиция. Люди приходят, чтобы иметь представление, мнение, пусть и отрицательное. Вера убеждает:
– Можно как угодно относиться к современному искусству, но оно есть, вне зависимости от нашего мнения. Из ничего ничто не рождается – в свое время импрессионисты, Пикассо тоже явились прорывом. Задача галериста – популяризировать, предлагать зрителю.
Этот путь тернист. В той же “Арке” выставки Михаила Павина “Моя любимая натурщица”, Кати Кандыбы “Турбулентность”, живописи Александра Пыркова, мягко говоря, не пользовались успехом. Вера не отчаивается, считая, что находится в самом начале пути. Верного пути. Иначе бы не была “Арка” столь благосклонно принята на ежегодном фестивале “Арт-Москва”, на который Веру впервые пригласили в этом году.
Но еще раньше галерея участвовала в российском проекте “Культурные герои ХХ века”, финальный этап которого проходил в Москве. Некоторые работы наших художников, представленные Верой, купили. Это успех.
- Были тяжелые моменты, - говорит Вера. – Я сомневалась, правильный ли выбор сделала. Ведь я пришла из совсем другой среды, меня окружали умные люди, но другие. Мне пришлось заново учиться…
Собственный опыт, как ни странно, иногда только усложняет задачу. Утончается восприятие, скрупулезнее приходится выбирать. С другой стороны, шире круг обретаемых знакомств. Это как геометрическая прогрессия. Чем выше уровень, тем больше с тебя спрос. Хотя сегодня Вера не ощущает вакуума – “Арка”, что называется, вписалась в пространство.
Вера называет художников, чьи выставки состоялись в “Арке” за эти годы, по именам. Как детей… Три года - 52 выставки, и ни одна не осталась незамеченной. Первой показали коллекцию галереи, которую ко времени открытия успели сформировать (сегодня в ней около 60 работ). Потом уютный зал занимали художники из Приморья, Иркутска, Хабаровска, Москвы, Кореи, США, Японии. Керамика, живопись, офорты, фотография, инсталляция… Палитра галереи многоцветна. Иногда Веру упрекают в неразборчивости: заявлялись галереей современного искусства (contemporary), а выставляете все вплоть до декоративно-прикладного творчества. Она отвечает тем, что дает зал детской школе искусств из района, малоизвестному художнику, которые о выставке и не помышляли – затратное это дело.
Кстати, о затратах. Американский доктор искусств, профессор Росс Коатс убеждал Веру: галерист должен любить художников, но при этом просчитывать жестко свои шаги и финансы. Бизнес есть бизнес. Вера может записать в плюс лишь первое. Со вторым пока туго. Сегодня “Арка” неприбыльная – нон-профит – галерея. И на это у ее директора тоже есть свое мнение:
– В жизни многих художников Вера Глазкова появилась, когда они уже состоялись, и потому я не вправе диктовать. Важно соблюсти этическую грань, ведь мы растем вместе. Я – опираясь на их опыт, они - на возможность показать свои работы.
Есть и еще один ответ – на досужие рассуждения о том, что, имея деньги, легко держать галерею. Нелегко. Выбрав свою стезю, Вера изначально не делила: работа и все остальное. Просто галерея – это ее нынешняя жизнь. Бог благословил ее в самом начале пути, подарив сынишку. Ему сегодня столько же, сколько “Арке”. Как-то пригласила ему доктора и поймала себя на мысли, что сама-то заболеть не вправе – жизнь ведь не остановишь… Формирование выставки для зрителя остается за кадром. Выбрать художника, отсмотреть картины, подготовить буклет, доставить работы в галерею, оформить (зачастую у художника на это просто нет средств), составить экспозицию – день зачастую расписан буквально по минутам.
28 декабря 1997 года “Арка” отпраздновала официальное открытие. Нет нужды описывать ремонт, который преобразил старую коммуналку в единственную во Владивостоке европейского уровня галерею. Фотография, сделанная на первой выставке, лучится счастьем. Запечатлен, конечно, “свой” круг: художники, Марина, которую уже унес век… Вера отводит взгляд от снимка: Марина, Марина… Как ее не хватает. Она являлась куратором и организатором многих экспозиций.
Как-то один из художников сказал Вере, что он просто собирал бы частную коллекцию, выставлял бы ее, зарабатывая на этом деньги. А галерея – это все не то, слишком много суеты. Может быть, но ведь оправданность существования художника никто не ставит под сомнение. Значит, галерея нужна.
Вера пытается вспомнить, когда “Арку” приняли горожане. Пожалуй, после осенней выставки Сергея Черкасова в 1998 году… Сегодня сюда приходят как домой, не просто посмотреть картины – обменяться впечатлениями, пообщаться о несуетном.
Автор: Ольга ЗОТОВА, "Владивосток"