Привет от Кларксона
Начало следующего столетия ознаменуется поистине знаменательным событием - восстановлением исторического здания, памятника архитектуры, который знает “в лицо” не одно поколение владивостокцев. Бывший кафешантан “Лотос”, вчерашний клуб им. Дзержинского, что на углу ул. Алеутской и Адм. Фокина, станет культурным центром приморской милиции.
“Здесь будет сцена, здесь - библиотека, вот это - бильярдная, это выставочный зал, бар, офицерское кафе”, - в тучах серой пыли и среди куч строительного мусора носится очень красивая женщина и с непередаваемым энтузиазмом рассказывает, во что в следующем столетии, то есть почти завтра, превратится клуб Дзержинского. В “дзержинце” сегодня - громадный ремонт, больше похожий на новостройку. Кажется, такого “передела” обветшавшие стены клуба и почти насквозь сгнившие балки да перекрытия не видели с момента основания. А это без малого сотня лет!
А вообще это уже и не клуб, а государственное социально-культурное учреждение - культурный центр УВД Приморского края. А моя собеседница - вовсе не прораб, а директор этого самого центра.
Сказав, что ее знает добрая половина Приморья, можно легко ошибиться: столько у нее друзей, приятелей и просто знакомых. И прямо-таки тьма народу, с кем пришлось общаться за 30 лет работы в культуре. Правда, почетного звания “Заслуженный работник культуры” она так и не получила, но разве в регалиях дело, когда человек давным-давно состоялся как профессионал.
Знакомьтесь: НАТАЛЬЯ КАМИНСКАЯ. Директор культурного центра УВД. Мать троих взрослых детей. Обаятельная дивная женщина. Энергичная, жизнерадостная, сильная - это все про нее. Нежная, слабая, тонкая - тоже подходит. Очень разные краски в ее портрете. И даже на банальный вопрос, что в жизни главное, она отвечает по-разному, выставляя на первое место то детей, то работу, а когда и Любовь.
- А сегодня, Наталья Анатольевна, что для вас самое-самое?
- Сейчас, наверное, все-таки работа. Дети выросли. Сыновья получают высшее образование. Один заканчивает, а второй пока в самом начале. Дочь - старшеклассница. Особых проблем с ними, слава богу, нет. Хотя нынче все относительно - уверенным в завтрашнем дне может быть только дурак. Я, как всегда, надеюсь на лучшее.
- Как начиналась ваша работа в культуре?
- Сначала я получила диплом Уссурийского культпросветучилища. Распределилась во Владивосток культоргом - культурным организатором в Центральный парк культуры и отдыха. Потом ушла экскурсоводом на подлодку “С-56”. Тогда этот уникальный музей только открылся. Я готовила первую экспозицию. Вы не представляете, сколько народу ходило на лодку! У девчонок-экскурсоводов - нас трое было - голос садился. Мы к концу дня иной раз и говорить не могли - экскурсии одна за другой, масса вопросов. Время такое было - необыкновенный, какой-то вдохновенный патриотизм в людях.
Сейчас многие вспоминают прошлое со странной для меня злобой, недовольством. Дескать, все мы были зашоренные, замученные идеологической неволей. И колбасы страшно не хватало. Ну зачем же все колбасой-то мерить?! Сколько у нас праздников было! Настоящих, не надуманных, не навязанных. Как отлажена была система организации отдыха - и взрослых, и детей! Я знаю это не понаслышке - не зря столько лет проработала в дружном коллективе детского отдела МДК им. Ленина. Вы помните, какой это был мощный культурный центр - “эмдэка Ленина”? На наши мероприятия собирался весь город. И все было интересно. Как мы выборы проводили! В этом не было ничего казенного, скучного. И неправда, что люди торопились на выборы исключительно, чтобы прикупить в буфете какой-нибудь дефицит. В день выборов и концерты замечательные шли - наши самодеятельные коллективы профессионалам не уступали! Мы представляли трудовые династии, людей нашего города…
- Как в передаче “От всей души”?
- Это лучше было! Леонтьева, она одна, а у нас каждый работник культуры - личность. И, самое главное, мы очень любили свою работу. И людей, для кого, собственно, и делали эту работу. Может быть, это сейчас покажется напыщенным. Но только не работнику культуры: культработник, поверьте, не профессия, а состояние души. Никогда в культуре не получали больших денег, все время мы по остаточному принципу финансировались, но везде - и в сельских домах культуры, и в городских дворцах трудились увлеченные, талантливые, бесконечно преданные профессии люди. Даже самый бедный сельский клуб был настоящим культурным центром, собиравшим все село - на праздники, в многочисленные любительские объединения или просто на посиделки.
А настоящий культработник Наталья Каминская ухитрилась создать культурный центр даже в рыбацкой флотилии. Был, был такой факт в ее биографии. Чтобы заработать денег, отправилась она в моря - библиотекарем на плавзавод “Павел Постышев”. Но в скромной и непыльной должности продержалась недолго. Кипучая натура покоя не давала, бурлила, заставляла действовать. Устроила творческую выставку рыбаков - кто бы мог подумать, что столько талантов на плавзаводе. Даже после тяжелейших смен люди шили, вязали, рисовали, мастерили… А Наталье все мало. Нет клубов по интересам? Будут обязательно. Концерты, дискотеки нужны? Пожалуйста, каждую неделю. Собрала всех музыкантов - гитара, баян. Даже главбухша пошла в самодеятельность. Пела, говорят, замечательно.
А неутомимую Каминскую заметило начальство и предложило стать… комсоргом флотилии. “Да я уже из возраста комсомольского вышла”, - она еще пыталась отнекиваться. А завтра уже организовывала политический кружок, проводила собрания, моталась на другие суда флотилии - полдесятка СТРов. Между прочим, двое предыдущих комсоргов с сумасшедшей этой работой справиться так и не смогли. У Натальи - получилось. Так что юбилейный знак и почетное удостоверение Союза комсомольцев всех поколений, что выдали Каминской приморские комсомольцы месяц назад, не только память, но и своеобразный символ качества.
Мне иногда кажется, что Каминская могла бы сделать ВСЕ. Если очень надо. И все у нее получается. И на работе успевает, и по дому. Пироги испечь, капусту засолить, накормить за раз десятка три гостей и не устать - это она запросто.
Несколько месяцев назад сдала на права. С огромным удовольствием водит машину. На вечных наших выборах - постоянный председатель участковой избирательной комиссии. Как-то и сама баллотировалась в депутаты гордумы. Но выборы, как обычно, провалились, и с тех пор она в политику не “ходит”. А намедни Каминская получила второе высшее образование, в институте госслужбы. И теперь согласно диплому может вести профессиональную деятельность в сфере экономики и управления.
- Наверное, без таких знаний не обойтись директору “дзержинки”?
- Честное слово, и этого недостаточно. Нужно быть не только экономистом, управленцем, но еще и психологом, юристом… И в равной мере - кладовщиком, дворником, худруком… Сейчас главная забота - решить мирным путем проблему с кафе, обосновавшимся на нашей территории, в культурном центре приморского УВД. Из-за этого кафе застопорились ремонтные работы. Вот уже три месяца мы пытаемся найти приемлемый вариант с руководством кафе, но пока безрезультатно. Ну никак не хотят “вписываться” в общую перестройку. Будем решать дело в суде. Закон на нашей стороне.
- Говорят, до вашего прихода клуб Дзержинского погряз в долгах?
- Полтора миллиона рублей был долг. Задолжали всем фондам, с налогами тянули. Понятно, надо было разбираться с хозяйством. Там ведь столько фирм осело - где арендные деньги, сколько их, куда идут, как проводятся все расчеты, почему одна из “контор” вообще не платит за аренду? Чтобы не утомлять, скажу сразу: в прошлом году наши долги сократились до 140 тысяч рублей. И мы еще будем зарабатывать деньги. Центр - организация хозрасчетная.
Но сегодня главная наша задача - отстроить здание. Это действительно великое дело. И здесь огромная заслуга руководства УВД Приморского края - без этой мощной поддержки ничего не было бы, так клуб и ветшал бы потихоньку. А теперь у нас прекрасные перспективы. Планируется, что к осени 2002 года, к 200-летию российской милиции, бывший клуб Дзержинского откроет свои двери как культурный центр УВД Приморского края, восстановленный почти из небытия великолепный памятник истории, культуры и архитектуры. И это будет подарок не только милиции, но и всем горожанам.
Наш фотокор долго искал, где лучше “изобразить” Наталью Анатольевну. В теперь уже родном ее “дзержинце” шагу не ступить - перекраивается, кажется, все. Узкой лестничкой без перил Каминская привела нас на второй этаж, где даже в полном строительном “раздрае” столь же роскошно выглядят старинные узкие окна и так же великолепны высоченные потолки… Там и сделан этот снимок - близ столетних кирпичей, из которых выстроен клуб Дзержинского. На кирпичах ясно видна авторская печать “Кларксон и К”. Ужели есть что-то в этой забавной игре одинаковых букв: Кларксон, К… Каминская?!
Автор: Марина ПОПОВА, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"