За нефтью сквозь льды
Сегодня-завтра планируется отход из порта Восточного на север дизель-электрохода “Василий Головнин”. Без ложной скромности сообщим, что этот рейс - уникальный и не имел аналога в истории мореплавания. Моряки Дальневосточного морского пароходства первыми решились в середине арктической зимы и полярной ночи доставить нестандартный груз на Чукотку с перевалкой его вертолетами на необорудованный берег.
Инициатором проекта выступила одна из ведущих российских нефтедобывающих компаний - “Сибнефть”. Кстати, ее владелец Роман Абрамович менее месяца назад стал губернатором Чукотского автономного округа. С его легкой руки планируется приступить к добыче “черного золота” на побережье Анадырского залива, в дальнейшем с выходом на шельф. Американцы в точно таких же условиях добывают нефть по ту сторону Берингова пролива на Аляске. У соседей добыча убыточна и финансируется правительством США, а после переработки нефть складируют в резервуары государственного резерва. На Чукотке запасы нефти исследованы давно и очень детально. Одно из богатейших месторождений региона находится в 40-50 километрах от поселка Беринговского. До сих пор никто не рискнул качать углеводородное сырье на чукотской земле из-за дороговизны проекта.
Как рассказал корреспонденту “В” начальник ледокольной службы ОАО “ДВМП” Филипп Полунин, “Василий Головнин” является судном усиленного ледового арктического класса. Он способен в одиночку, без проводки линейного ледокола преодолевать льды толщиной до трех и более метров - в зависимости от плотности. В трюмах и на палубе размещено более 2 тысяч тонн нестандартных грузов с разным весом и габаритами. В основном это бурильные установки и комплектующие к ним, передвижные дизель-электростанции, трубы, резервуары, а также техника – тракторы, бульдозеры, вездеходы, тягачи, бензовозы и многое другое.
Дизель-электроход постарается как можно ближе пробиться в дрейфующих льдах к берегу, чтобы до минимума сократить “плечо” полета геликоптеров. На борту судна имеется “вертушка” “Ка-32” с летчиками нашей компании “Владивосток Авиа”. С его помощью будет выгружаться оборудование и техника весом до пяти тонн. Все остальные громоздкие и тяжелые предметы придется перевозить с помощью “Ми-26” Анадырского авиационного предприятия.
Работать морякам ФЕСКО придется в тяжелейших условиях. На переходе их ожидают постоянные шторма в Тихом океане, Охотском и Беринговом морях, из-за чего пришлось сверхнормативно крепить груз. В Анадырском заливе преобладает штормовая погода с чередующимися ветрами до 25-30 метров в секунду. Постоянные циклоны затрудняют видимость из-за снежных зарядов. Температура воздуха держится на уровне минус 23-25 градусов по Цельсию. Световой день не превышает трех часов.
Опытный экипаж судна под командованием капитана Александра Раева усилен дополнительным штатом. В его состав включены ледокольный капитан-наставник Владимир Балычев и инженер-гидролог Николай Шаталин. На борту “Василия Головнина” находится и корреспондент службы новостей “В” Юлия Игнатенко. Мы все с нетерпением будет ждать от нее репортажей об экспериментальном рейсе. В том, что он окажется успешным, можно не сомневаться. За последние годы пароходство уже показало свои возможности: в прошлом году совершена беспрецедентная буксировка огромного плавучего дока через канадскую Арктику, регулярными стали морские пассажирские прогулки к Антарктиде и Гренландии, до глубокой осени продолжается завоз угля и дизельного топлива в населенные пункты Чукотки и Корякии.
Автор: Николай КУТЕНКИХ, "Владивосток"