Не дремлет око государево
Нынешняя социально-экономическая ситуация в Дальневосточном регионе, перспективы его развития стали предметом обстоятельной беседы нашего специального корреспондента и полномочного представителя президента России в Дальневосточном федеральном округе Константина Пуликовского.
- Константин Борисович, у вас есть оппоненты?
- Есть, наверное. Но, пожалуй, это даже не оппоненты, а те, кому новая структура полномочных представителей президента мешает. Не только я, но и все мы, семь полпредов, стали помехой для недобросовестных и нерадивых. Это чувствуется. Те, кто честно служит России, не обеспокоены.
Нас не очень радостно приняли некоторые сотрудники аппарата президента. Обеспокоенность эта понятна: появились люди, которые будут давать информацию главе государства, минуя их. То же самое касается и правительства. Разного ранга чиновники забеспокоились, что теперь их действия в субъектах федерации будут подконтрольны: как направляются и расходуются финансы, как работают в территориях представители того или иного министерства. И третья сторона - мы оказались неугодны некоторым руководителям на территориях федеральных округов.
Для добросовестно выполняющих свою работу губернаторов, мэров, руководителей крупных предприятий, отраслей полпреды только в помощь. А кто не в состоянии управлять теми или иными процессами, прикрываясь при этом красивыми фразами, начинают непонятные политические игры. Необходимы труд, конкретная работа, результат. Когда этого нет, я обязан представить президенту объективный доклад о процессах, происходящих в вверенном мне федеральном округе.
Прежде всего в мои обязанности входит организовать работу органов власти на территориях. Там, где она по-настоящему организована, зачем и вмешиваться, например, в Якутии, Хабаровском крае, Магаданской, Еврейской автономной областях. Я не говорю, что там все блестяще, что решены все проблемы. Но там по-деловому и серьезно работают. Однако есть другие примеры. Постоянно у всех на устах Приморский край. Где власть не справляется со своими обязанностями, в данном случае с подготовкой к зиме.
Еще раз повторю: это не оппоненты. Возьмите серию материалов о полпредах в “Известиях”. Обо мне была первая публикация. Написана коряво, плохим языком, но в моей биографии нет “темных” страниц, никакого компромата извлечь не смогли, так что лично против меня нет там никаких мерзких слов. Про всех “отыгрались” в целом, мол, неплохие вроде ребята, а зачем нужны? Только это уже выступления против президента, упрек ему - зачем нужна структура полномочных представителей?
Но такая реакция только радует. Доказывает, что мы действительно необходимы. Кто пытается с нами бороться, он просто “не угадал”, попытки искать в полпреде врага - бесперспективны.
- “Железному” канцлеру Отто Бисмарку принадлежит признание: “Жизнь научила меня много прощать, но еще больше - искать прощения”. Вы заряжены на прощение?
- У великого канцлера много мудрых изречений. Есть еще и такое: “Чтоб добрым быть, нужна мне беспощадность”. Вот эта фраза сильнее для меня. Потому что приходится в нашей жизни, в ситуациях, которые складываются, быть беспощадным. И тогда только наступит истинная доброта.
- Примета века уходящего в России: круто замешанные оптимизм и безысходность. Но говорят, надеяться всегда лучше, чем отчаиваться. На что надеетесь вы как человек государственный?
- Я надеюсь, что жить мы будем достойно. Более того, я абсолютно в этом уверен. Философская категория перехода количества в качество имеет материалистическое подтверждение. Много я занимал разных должностей, я принимал под командование подразделения, части, где почти ничего “живого” не было. И только трудом своим, подчиненных, всех, кто желал изменить ситуацию к лучшему, этот количественный труд превращался в качественный показатель.
Истина непреложная: лишь неустанным трудом можно наладить новую жизнь. Я доволен Якутией. Этого не было даже в годы Советской власти, республика в полном объеме обеспечила себя картофелем, раньше он был завозной. Свои свекла, лук, морковь. Развито тепличное хозяйство - всегда есть огурцы, помидоры. Это лишь небольшой пример. И за всем просматриваются забота и труд самого президента республики, министров, хозяйственников.
Вот и получается: практически в равных условиях одни руководители трудятся, другие словами о трудностях прикрываются.
- На ваш взгляд, Константин Борисович, губернатор в России - политик или хозяйственник?
- В начале 90-х годов это, безусловно, была фигура политическая, когда начались реформы и мы переходили к новой политической и экономической формации. На данном этапе функции губернатора-хозяйственника.
“Бронзовеют”, говорили в прошлом о членах Политбюро, когда они становились живыми памятниками. Так вот не должен губернатор “бронзоветь”, о какой политике речь, когда надо заняться как раз этими пресловутыми задвижками, котельными, теплотрассами.
Мне импонирует вновь избранный губернатор Камчатки Михаил Борисович Машковцов. Он первый секретарь камчатского обкома КПРФ. Ни разу с момента избрания, а мы постоянно общаемся, так вот ни разу не дискутировали на политические темы. Речь идет о топливе, мазуте, энергетике, рыбе. Позиция руководителя, заслуживающая уважения.
- А что вы скажете о роли полпреда? Кто он в первую очередь?
- Поскольку мы представляем президентскую власть, скорее всего это политические функции. Но до какого-то определенного момента. Потому что в итоге задачи, которые ставит президент, переходят в плоскость экономическую. И надо разбираться в экономике, в хозяйственных функциях.
- Насколько глубоко, Константин Борисович, вы разбираетесь теоретически и практически в этих экономических процессах?
- Иногда особо подчеркивают, что я 33 года прослужил в армии. Так это только в плюс, а не в минус. Представление о военном человеке, что он ходит по плацу, топая сапогами, постреливает из автомата, - далекое от истинного. Во многом это деятельность хозяйствующая. И чем выше должность, тем сложнее эта функция. Я окончил академию генерального штаба. Там учат не стрелять из автомата, этим я овладел, будучи курсантом, а учат управлять страной во время войны. А это намного сложнее, чем в мирное время. И знания даются по самому высокому классу.
Кроме этого я три года занимал должности помощника мэра Краснодара, вице-губернатора администрации Краснодарского края. Вообще если ты человек образованный, то постоянно свои знания совершенствуешь. Есть много интереснейших и полезных книг - “Гражданский кодекс в комментариях”, “Конституция Российской Федерации в комментариях”, законы об открытых и закрытых акционерных обществах с комментариями - надо только хотеть эти знания получать.
- Константин Борисович, а насколько президент России владеет истинной ситуацией в стране?
- Он очень хорошо осведомлен о реальном положении дел. По его уточнениям, вопросам, когда проходят у нас встречи, я понимаю, какие глубокие по тем или иным процессам, явлениям у него имеются представления. И об одном и том же событии или человеке информация складывается у него из разных источников. Конечно, к информации, которую несем мы, полномочные представители, я чувствую, у него более весомое доверие.
- Владимир Путин обращается к вам на “ты”?
- Нет, президент всем говорит “вы”. И ни разу я не слышал, чтобы он произносил иначе. Но не подумайте, что вот при таком доверии и прямом телефоне в кабинете отношения у нас запанибратские. Владимир Владимирович, как и подобает президенту страны, четко держит дистанцию.
- Ситуация в Приморье ложится тенью на репутацию полпреда?
- Нисколько. Всех руководителей территорий осенью я официально предупредил: прохождение зимы станет показателем работы каждого губернатора. Хотя это прописные истины и так. И проводить организационные мероприятия следовало еще в мае. У меня и к думе Приморского края есть претензии: почему вопрос подготовки к зиме не ставился еще в мае? На февраль следующего года намечено заседание координационного совета глав исполнительной власти, где рассмотрим проблемные вопросы зимы будущей. И я постоянно буду отслеживать ситуацию.
- Вы были с визитом в Японии. Это особые полномочия?
- Скажу так: это особый интерес японской стороны к структуре полномочных представителей президента в России. Я был в составе делегации во время визита Владимира Путина. Он представил меня премьеру, рассказал о новой структуре власти. И буквально через три дня после возвращения домой я получил приглашение из министерства иностранных дел Японии. Поездку я попросил организовать не экскурсионную, с осмотром прелестей Токио, а деловую. Действительно, было много встреч с людьми, которые хотят работать на российском Дальнем Востоке, кто хочет вкладывать инвестиции. Я им представил моих партнеров по Дальневосточному федеральному округу - компании “АЛРОСА”, “Роснефть”, вице-президента Внешторгбанка. Есть конкретные планы, проекты, которые наверняка будут воплощены в жизнь. Некоторые из них разрабатывались ранее, но дело не сдвигается с мертвой точки: вот документы по газификации Сахалина, Хабаровского и Приморского краев. Причем по вине российской стороны. Потому что один только человек - Виктор Ишаев бьется во все концы и, не дожидаясь помощи, потихоньку закладывает трассу, хоть по 5-10 километров, но делает, потому что хочет запустить трубопровод. Приморцам почему-то этого не надо, на Сахалине тоже относятся с прохладцей. Моя задача - чтобы это заработало. Чтобы заработал механизм по строительству дороги Чита – Хабаровск - Находка. Многое сделано, вот телеграмма у меня лежит, что 300 миллионов рублей уже есть на обводную дорогу вокруг Хабаровска. И другие проекты подтягиваются: по сахалинскому шельфу, разработке месторождений полезных ископаемых на Камчатке, в Корякском автономном округе, Магаданской области, Якутии. По углю якутскому, нефти. Сейчас это превращается в реальные дела. Сегодня только у меня была японская делегация фирмы “Марубени Корпорейшн”, они являются оператором по проведению кредитной линии в 61 миллион долларов на строительство туберкулезного диспансера и двух районных больниц в республике Саха (Якутия). Работа пошла в дело. Моему аппарату поручено проконтролировать проведение этого проекта. С горечью констатирую: японцы не хотят работать в Приморском крае. Говорят, мы знаем там обстановку. И пока не наступит стабильность, мы, японские инвесторы, в Приморье не пойдем.
Вот что еще интересно. В Японии во время визита каждый предприниматель, бизнесмен, банкир считал своим долгом познакомиться с полномочным представителем президента. Какие у него обязанности, права, как наладить контакт с пользой для дела. В отличие от некоторых наших губернаторов, от которых подобной заинтересованности не исходило. Полгода напряженной, интенсивной работы сделали свое дело: главы исполнительной власти стали понимать - у нас единые задачи.
- Константин Борисович, какие приоритеты в работе полномочного представителя президента России в Дальневосточном федеральном округе определяются на будущий год?
- Экономические в первую очередь - вопросы топливно-энергетического комплекса, проблемы рыбодобычи в Дальневосточном бассейне, транспорт. Надо понимать, что мы ничего крупного не сделаем, если не приведем на Дальний Восток инвестиции. Надо показывать инвестиционную привлекательность региона, дать гарантии, что мы в состоянии осуществить проекты, что полномочный представитель президента России этим процессом управляет.
На следующий год мы берем на контроль вопрос эффективного управления государственной собственностью. Практически все главные федеральные инспектора и другие сотрудники или мной назначенные специалисты войдут в состав управленческих аппаратов наблюдательных советов, советов директоров или управлений, всех структур, где есть государственный пакет. Проведем ревизию госсобственности: око государево над государственным пакетом и доходной частью обязательно будет. Возьмем на контроль и муниципальную собственность, особенно во всех столицах субъектов Дальнего Востока. Как она сдается в аренду, какое пополнение с нее идет в бюджет. Это большая и серьезная государственная работа.
Автор: Ольга МАЛЬЦЕВА, "Владивосток" Владивосток - Хабаровск