Елы-палы, лес густой. Пока..
В лесу родилась елочка, в лесу она росла. До Нового года. А потом переехала в городскую квартиру, чтобы порадовать собою ребятню и взрослых. Кто же в этом году позаботится о наших елках? Об этом с директором Артемовского лесхоза Павлом БАЙКИНЫМ беседует корреспондент “В”.
- Павел Андреевич, действительно, пока лес густой...
- Вообще-то есть у нас и плановые вырубки - они для ухода за состоянием лесных массивов. Санитарные, если сказать по-другому, для очистки, поддержания леса. В Артемовском лесхозе два лесничества, оба они выполняют планы, которые нам, как и прежде, устанавливаются. Беспокоит другое. Из-за нехватки угля, да и вздорожал он крепко, вот и недавно “Приморскуголь” объявил об очередном повышении цен, растет количество самовольных порубок. Ладно, дедок идет в лес с ножовкой сухостою заготовить, настоящий браконьер с бензопилой отправляется. Раньше в год мы составляли два-три акта, теперь 2-3 десятка, а то и более. И это только то, что мы выявляем.
- Плюс еще предновогодняя заготовка елок?
- Ну от этого никуда не деться. Праздничная традиция крепка. Ведем мы ежегодно заготовку елок аккуратно, планово, бережно. Надо же порадовать людей к торжеству. К тому же и такие заготовки все-таки снижаются. Если в минувшем году по распоряжению губернатора нам разрешалось срубить 1000 елок, то в этом - только 800. Заготовку новогодних красавиц будем вести на Шкотовском плато. Цена при самозаготовке - 20 руб. за метр, то есть стандартная елка будет стоить около 50 руб. Тем, кто будет приобретать елки у нас, за хвойное дерево стандартных размеров (2 метра) придется заплатить 100 рублей. Реализацию мы начинаем на этой неделе.
- Павел Андреевич, пока мы говорили о вырубках. Но, известно, Артемовским лесхозом начата огромная работа по восстановлению лесных богатств. Именно вам в крае выпала эта благодарная миссия. Как тут развиваются события?
- Да, спасибо американской фирме, которая занимается в нашем крае проблемами лесовосстановления. Именно благодаря ей было положено начало, она дала импульс созданию в нашем лесхозе селекционного центра. Но сейчас опекает, субсидирует нас краевая администрация. Построены уже девять теплиц, каждая по 250 тыс. сеянцев хвойных пород деревьев, и две холодильные камеры хранения. Одна из двух камер - это банк семян емкостью в 50 тонн. Главный акцент в лесовосстановительной деятельности - воспроизводство кедра. Известно, что хороший урожай кедровых орехов выпадает примерно раз в четыре года. Поэтому необходимо иметь запас, и в камере хранения мы можем содержать наш резерв до 8-10 лет. Во второй камере хранится сейчас 100 тыс. саженцев, весной мы начнем их реализацию. Была проблема с контейнерами, в которые закладываются семена в теплицах, завозили мы их из-за пределов края. Сейчас разместили заказ на владивостокском заводе “Варяг”. Словом, селекционное направление работы нашего лесхоза набирает обороты. В 2001 году намечаем получить 1,5 млн. саженцев. Помимо кедра, этой крайне ценной хвойной породы, мы выращиваем саженцы американской туи и американской ели, сахарной сосны, можжевельника...
- Такой еще вопрос. Зуд переустройства наших реформенных лет очень велик. Вот и в вашей структуре произошла реорганизация. Как вы к этому относитесь?
- Настороженно. Некоторые любят говорить: мол, все что ни делается - к лучшему. Увы, в последнее время много делалось такого, что уж никак не на пользу всем нам. Конечно, хотелось бы верить, что структурные перемены дадут именно положительные результаты. Но ведь еще Петр Первый основал департамент лесного хозяйства, и эта служба, слегка видоизмененная, много лет несла ответственность за нашу работу. Что ж, поживем - увидим, к лучшему ли. Ну а в заключение хотелось бы пожелать всем, кто связан в своей деятельности с лесом, да и вообще всем жителям края быть хоть немножко посчастливей в наступающем новом веке, новом тысячелетии.
Автор: Михаил МАТВЕЕВ, "Владивосток"