“Сладкая” Кондолиза и “железный” Пауэлл
Буш-младший сделал первые назначения в правительственном кабинете. Отставной 63-летний генерал Колин Пауэлл возглавит внешнеполитическое ведомство страны. Это был ожидаемый и хорошо просчитанный политический ход, несущий по меньшей мере две смысловые нагрузки. Во-первых, президент подтвердил, что делает ставку на людей, которые работали в администрации его отца, Буша-старшего. Во-вторых, новый хозяин Белого дома делает глубокий реверанс в сторону чернокожего населения Америки, в подавляющей массе голосующего за демократов. При Буше-старшем Пауэлл стал первым афроамериканцем - председателем объединенного комитета начальников штабов, а теперь он первый представитель не белой Америки, который будет 65-м госсекретарем США.
Жизнь и карьера Колина Пауэлла - хрестоматийный пример реализации того, что здесь с подсказки Голливуда принято называть “американской мечтой”. Он сын эмигрантов с Ямайки. Родился 5 апреля 1937 года и рос в пресловутом Гарлеме. В армии служил с рядового. Несколько раз получал назначения во Вьетнам. В 1991 году при нем США осуществили военную операцию “Буря в пустыне” по выдворению из Кувейта иракских войск.
Пауэлл согласен с Бушем в необходимости создания противоракетной обороны территории США и намерен работать в этом направлении. С Россией, как и с Китаем, новый госсекретарь собирается иметь дело “не как с потенциальными врагами, не как с противниками, но и еще не как со стратегическими партнерами, а как с нациями, ищущими себя”.
Как и ожидалось, советником президента по национальной безопасности назначена 46-летняя Кондолиза Райс. Впервые этот пост займет женщина и также впервые - человек с темным цветом кожи.
Будущий советник президента по национальной безопасности родилась в 1954 году в штате Алабама. Ее отец был священником, мать - пианисткой. Имя Кондолиза, кстати говоря, образовано от итальянского названия музыкального темпа “con dolcezza”, что дословно переводится “со сладостью”.
Школу Кондолиза окончила в 15 лет и сразу же поступила в университет Денвера, диплом которого получила в 19. Правда, из-за напряженных занятий ей пришлось забыть о карьере пианистки.
В центре международного внимания мисс Райс оказалась 11 лет назад, в декабре 1989 года, во время советско-американской встречи на Мальте. Она работала в аппарате Белого дома и являлась советником президента Буша по проблемам СССР. Буш представил ее Михаилу Горбачеву со словами: “Это Кондолиза Райс. Все, что я знаю о Советском Союзе, я узнал от нее”. “Надеюсь, что вы много знаете”, - ответил удивленный Горбачев.
Райс оправдала ожидания Михаила Сергеевича. По словам американского журнала “Тайм”, Кондолиза “вытрет пол” всей внешнеполитической командой Билла Клинтона в любой дискуссии.
Свои взгляды на приоритеты внешней политики США Кондолиза Райс высказала в статье “Жизнь после холодной войны”, опубликованной в журнале Foreign Affairs в начале этого года.
В статье Райс критикует администрацию Билла Клинтона за стыдливость и дискомфорт по поводу того, что с развалом СССР Америка оказалась единственной супердержавой. По ее словам, этот дискомфорт чувствовался в стремлении Клинтона заручиться поддержкой других государств и ООН, прежде чем предпринимать решительные действия на международной арене, заменить “национальные интересы” на “гуманитарные интересы” или “интересы международного сообщества”.
По словам Райс, радикальные сокращения оборонного бюджета США при Клинтоне привели к катастрофическим результатам: снижению боеготовности и профессионального уровня войск, их морального духа.
С другой стороны, по утверждению Райс, Клинтон посылал американские войска за границу чаще, чем любой другой президент за последние 50 лет. При этом он не имел четкого представления об их задачах и о том, когда заграничный вояж “джи-ай” должен закончиться.
Если говорить о российско-американских отношениях еще более подробно, то Кондолиза Райс и Джордж Буш очень скептически относятся к наследию Клинтона. Они обвиняют уходящего президента в том, что при нем поддержка демократии и экономических реформ в России была заменена поддержкой лично Бориса Ельцина.
По словам Райс, США тратили деньги из казны МВФ на “либерализацию российской экономики”, закрывая глаза на то, что Россия просто разворовывалась.
Вполне возможно, именно нефтяной вопрос станет краеугольным камнем политики обновленного Вашингтона в отношении Москвы, что сделает ее более предсказуемой и рациональной, чем курс администрации Билла Клинтона, который в значительной степени определялся сиюминутными событиями.
Эта предсказуемость, однако, вовсе не означает, что президент России Владимир Путин и новый президент США в ближайшем будущем перейдут на “ты”. Еще далеко до того момента, как на российско-американских пресс-конференциях начнет звучать формула “мы с Вовой”, если она вообще когда-нибудь начнет звучать.