Абитуриент, востри мозги!
В 2003 году министерство образования планирует вводить по всей стране единый государственный экзамен, который объединит в себе выпускные школьные и вступительные вузовские испытания. Причем формой таких испытаний скорее всего будет тестирование – диалог ученика с компьютером.
В 2003 году министерство образования планирует вводить по всей стране единый государственный экзамен, который объединит в себе выпускные школьные и вступительные вузовские испытания. Причем формой таких испытаний скорее всего будет тестирование – диалог ученика с компьютером.
До 2003 года вроде бы еще далеко. Но обсуждение новшества кипит уже сегодня. Как удастся организовать такой экзамен технически на бескрайних российских просторах, откуда взять столько компьютеров и как объединить их в единую информационную сеть; не отсечет ли тестирование наиболее одаренных ребят, как предстоит школьнику готовиться к такому экзамену – вопросов по поводу грядущего нововведения пока явно больше, чем ответов.
Дабы не оказаться застигнутым врасплох, Приморье уже не первый год потихоньку экспериментирует с новыми технологиями экзаменовки.
Например, ДВГУ и Азиатско-Тихоокеанская школа стали региональными представителями так называемого телетестинга, который на школьных каникулах проводит МГУ при содействии министерства образования. Конечно, телетестинг по своему рангу – всероссийская дистанционная олимпиада, победить в которой дано наиболее одаренным. Однако такое тестирование можно считать прообразом будущих абитуриентских ристалищ. Давайте вместе со специалистами ДВГУ и АТШ заглянем в будущее.
В поисках абсолютной объективности
“Введение единого национального экзамена – слишком серьезный шаг, чтобы “проспать” подготовку к нему, - считает директор АТШ Елена Новикова. - Вот почему телетестинг, проводимый по всей стране МГУ, мы восприняли не просто как олимпиаду, а именно как возможность для всех школьников уже с 9-го класса проверить свои знания, уровень подготовки, возможности.
Судите сами: уже сейчас результаты телетестинга засчитывают в качестве вступительных экзаменов в 573 вузах страны, среди которых не только МГУ и ведущие московские вузы, но и ДВГУ, ДВГТУ, ВГУЭС, ДВГАЭУ и другие сильнейшие вузы Приморья.
Итак, что же это такое, компьютерное тестирование, форма, с которой, быть может, уже скоро столкнутся тысячи новоиспеченных абитуриентов? Это, конечно, не экзаменационный билет, где два вопроса и надо дать развернутый ответ, а то еще и водички подлить. Это 40 минут очень напряженного и динамичного диалога один на один с компьютером, где за короткое время на монитор выбрасывается 50-70 заданий разной степени сложности. Причем решение одних задач “стоит” мало баллов, других – ценится намного дороже. Часть вопросов можно пропустить, а результат будет соответствовать сумме набранных баллов. 500 баллов – средний результат, “четверка”, ниже 500 – “троечка”, свыше 628 - “отлично”. Конечно, тестирование требует очень собранной работы, где задан быстрый темп, мало времени на обдумывание и требуется огромная мобилизация памяти.
С другой стороны, это и есть весьма объективный способ проверки уровня знаний. Здесь нет элемента субъективности, когда учитель, к примеру, недолюбливает ученика и может мимикой, неожиданным вопросом сбить с толку, заронить неуверенность. Компьютер бесстрастен! Он лишь механически подсчитывает, что и как успел усвоить и понять человек. И потому, на мой взгляд, тестирование – более гуманный и личностный подход к школьнику!”
Надо ли всем препарировать душу Онегина?
“Тест не просто задает вопрос, в каком году была Куликовская битва и дает 4 варианта ответа, - продолжает Елена Новикова. - Задача сформулирована более изобретательно, к примеру: во время правления какого царя произошло восстание декабристов? Или: кем приходился Ярослав Мудрый Владимиру Мономаху? Или: какой район России развивался в первой половине века более динамично: Урал, Сибирь, Южный район, Центральный? Зачем такая заковыристость, спросит школьник или его родители. Да очень просто: настоящее, глубокое знание истории предполагает не просто заучивание дат и ежедневное чтение параграфов в учебнике, а образное восприятие истории, сопоставление исторических событий, понимание их логики, владение понятием исторического времени. Школьник должен не просто знать, когда родился, скажем, Иван Грозный и был коронован на царство, но объемно, в красках представлять Россию того периода. Схожие критерии и в тестах по биологии, географии: здесь задаются не мелкие, частные вопросы, а такие, которые тянут за собой большие смыслы”.
Своеобразны тесты по русскому языку и литературе, объединенные в единый предмет – словесность. “Часть вопросов проверяет грамотность, знание разных разделов языкознания, другая часть – знание литературных текстов. Есть вопросы по теории литературы”, - рассказывает Валентина Бондаренко, зам. директора АТШ.
А как же образ Наташи Ростовой? Как же душевные искания Онегина? Как школьник блеснет умением понимать и глубоко анализировать? На мои сомнения в АТШ отвечают так: пусть душа и блеск оригинальных мыслей, анализ сердечных метаний героя останется для уроков литературы, а на экзамене, когда нужно просто проверить знания, все это вовсе необязательно. “Вы читали 40 выпускных сочинений про Татьяну Ларину, состоящих по большей части из набора штампов? Не лучше ли, если сочинения будут писать по желанию ребята, имеющие к тому склонность и талант?” - говорит Валентина Бондаренко.
Так дальше учить нельзя
Если единый национальный экзамен будет введен и тестирование заявит о своих безраздельных правах, то и система обучения в школе должна стать иной!
“Дело в том, что России больше не выжить без серьезной экономической реформы, - говорит директор АТШ Елена Новикова. – К сожалению, специалисты отмечают, что нынешняя система школьного образования неспособна подготовить кадры для инновационной экономики. Нужны точки прорыва в образовании, нужна некая технологизация государственного образовательного стандарта. Понимаете, нет большого смысла в бесконечном накоплении объема знаний, важнее вынести из школы умение учиться. Плюс навыки быть коммуникабельным и социализированным человеком. Например, план на четверть в нашей школе мы составляли вместе с ребятами. Кроме стандартных предметов они выбрали технологию написания сочинения, основы правоведения (акцент на права потребителей), основы сценирования, дискуссионную деятельность (ребята сами будут организовывать и учиться вести дисскусии, приглашая разных специалистов), динамичное чтение, скорочтение и конспектирование. Увы, все время в обычной школе чаще всего тратится только на сумму знаний, а уж на коммуникативные техники, на повышение общего интеллектуального уровня ни у учителя, ни у школьника попросту не хватает времени! И не потому, что старшеклассник проводит мало времени в школе – много! Просто нынешнее урочно-предметное время в школе тратится неэффективно. А система тестинга заставляет учителя определиться: чему учить? Она заставляет не просто преподавать что-то “от забора и до обеда”, а в большом объеме фактов выделять содержательные блоки, систематизировать весь материал.
Такой непривычный для нас факт: уже сегодня центральные школы России в старших классах пустеют чуть ли не наполовину: старшеклассники уходят на систему обучения экстерном, проходя программу двух лет обучения за год! Это легко сделать, когда школьник тратит время целенаправленно – на конкретное получение знаний, на вытаскивание и понимание содержательных блоков”.
Из школы к репетитору
Тестирование имеет еще и другой смысл. На одном из последних совещаний в министерстве образования говорили: в образовании крутятся баснословные деньги. Увы, в основном это деньги теневые. Во-первых, родители тратят немалые суммы на репетиторов, поскольку школа не обеспечивает качественный уровень подготовки, не видит внешнего контура – куда школьник должен дотянуться. Еще большие деньги крутятся в виде взяток – за поступление на бюджетной основе, а по слухам, и за получение золотой медали… Тестирование позволяет не просто избежать субъективности, но и надеяться на неподкупность результатов испытаний.
Пока печально другое: АТШ активно приглашает на тестирование учителей города и края. Не для того, чтобы проверить свои знания, а дабы скорректировать учебные программы, понять, что потребуется в ближайшие годы от ребят. Какие знания нужны, чтобы поступить в вуз! Увы, пока ни один педагог на телетестинг не пришел… Но впереди – тестирование на зимних каникулах, на весенних, далее – на всех каникулах. “Милости просим!” - говорят в АТШ.
Чтобы тест не свалился как кирпич на голову
Несмотря на разные оценки системы тестирования вообще и единого государственного экзамена в частности, все специалисты едины в одном: телетестинг – блестящая возможность для школьника, обдумывающего житье, проверить свои знания. И потому на зимних каникулах ДВГУ и Азиатско-Тихоокеанская школа ждут всех желающих, начиная с 9-го класса, на репетиционный тур тестирования. Стоимость одного теста по любому из выбранных предметов – 25 рублей. На весенних же каникулах можно вновь попытать счастья в итоговом телетестинге и не только узнать свое место во всероссийском рейтинге, но и стать абитуриентом одного из 573 ведущих вузов страны.
Кстати. Детальная информация и образцы заданий телетестинга в Интернете: www.teletesting.ru
Не тестом единым
“Да, сейчас обсуждается введение в стране единого государственного экзамена. Вводить экзамен надо обязательно, это уже пройдено вузами передовых стран мира. Но учитывая, что страна огромная, население разбросано, задача эта потребует таких гигантских вложений средств, что трудно об этом сейчас говорить, - считает ответственный секретарь приемной комиссии ДВГУ Леонид АФРЕМОВ. – Судите сами: все выпускники в короткое время – 15 дней – должны сесть к компьютерам и пройти тесты. Но сегодня не в каждом селе есть даже один компьютер, не говоря уже о компьютерном классе, о разветвленной телекоммуникационной системе, объединяющей всю страну! Значит, для огромной части ребят такая система сейчас окажется недоступной.
Правда, в этом году правительство рассматривает программу создания телекоммуникационных сетей во всех районах страны. Предполагается, что в каждом районном центре для начала будет установлен компьютер, а в течение трех лет приобретены дополнительные машины. Вроде бы даже подписано финансирование этой программы – первый этап стоит около миллиарда рублей. Но пока неизвестно, как пойдет это многотрудное дело…
А пока все эти технические вопросы не решены, то и телетестинг специалисты университета воспринимают лишь как олимпиаду, по итогам которой МГУ и другие вузы страны, в том числе ДВГУ, могут выбрать себе наиболее одаренных абитуриентов. Телетестинг доступен лишь школьникам крупных городов”.
И все же тестирование все более громко заявляет о себе. Система тестирования положительно хороша для измерения уровня знаний школьников – она достаточно объективна и бесстрастна, она позволяет с одним измерителем подходить ко всем школьникам независимо от положения, родительского кошелька, настроения экзаменатора.
И потому силами специалистов ДВГУ совместно с краевым управлением образования создан региональный центр мониторинга уровня знаний школьников начиная с
9-го класса. Его задача – создать систему текущего тестирования знаний школьников. Кроме того, университет подписал договор с администрацией Владивостока на создание в 20 школах города компьютерных классов и телекоммуникационных сетей для связи с университетскими Интернет-центром и Рунет-центром. И это уже серьезные шаги к тому, чтобы не просто тестировать школьников, но и вести дистанционное обучение, готовить ребят к новой системе проверки знаний, в том числе тестированию. “И если когда-нибудь в эту систему смогут войти все школы края, включая самые отдаленные, - говорит Леонид Афремов, - вот тогда мы бы приблизились к выполнению задачи, поставленной министром образования Филипповым: иметь карту успеваемости каждого абитуриента к 11 классу, где были бы результаты тестирования начиная с 9-го класса, и это была бы объективная картина способностей ученика”.
Но независимо от того, какие будут веяния, будет ли дальше развиваться система тестирования, специалисты ДВГУ не собираются отказываться в обозримом будущем от традиционной формы вступительных экзаменов. “Дело в том, что склад ума абитуриентов разный, кому-то надо задать наводящий вопрос, и тогда школьник сумеет показать, что он знает. Кому-то вопрос помешает. Кому-то надо время подумать, набросать на бумаге, у кого-то нет быстрой памяти и быстрой реакции, но есть глубина и оригинальность мышления – таких по-своему талантливых ребят система тестирования только отсечет. Другое дело, мы стараемся переводить большинство экзаменов на письменную форму – так легче избежать субъективизма преподавателей. У нас и проверяют работы коллективно: один преподаватель одно задание, другой – другое и т.д.
И потому я глубоко уверен: не стоит вузам пока отказываться от традиционных экзаменов в пользу одного тестирования”.