Мечеть во Владивостоке – не для укрытия боевиков и митингов

На днях во Владивостоке состоится церемония освящения места и закладки первого камня под строительство мечети. Кровь жертвенного барана окропит участок земли, выделенный городской администрацией на мысе Голдобина. За последние годы это уже не первая попытка мусульман края построить свой храм. На этот раз, похоже, проект станет реальностью.

1 дек. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №892 от 1 дек. 2000

На днях во Владивостоке состоится церемония освящения места и закладки первого камня под строительство мечети. Кровь жертвенного барана окропит участок земли, выделенный городской администрацией на мысе Голдобина. За последние годы это уже не первая попытка мусульман края построить свой храм. На этот раз, похоже, проект станет реальностью.

Кто строит и почему

Бывший мэр краевого центра Виктор Черепков оставил свой след и в мусульманском вопросе Владивостока: 9 сентября 1998 года после долгой борьбы мусульман за свое право на мечеть одним махом было выделено место под культурно-религиозный центр на территории парка на улице Шилкинской. Место освятили, барана зарезали - но строительство так и не началось. Причин много: одни говорят, его заволокитили чиновники, другие – что сами мусульмане не спешили со стройкой, третьи - что в документах на землеотвод градостроители нашли серьезнейшие нарушения и решение отменили. Людская молва на этот счет более жесткая и откровенная: просто оказалось, что площадку выделили на господствующей высоте, что православный Свято-Никольский кафедральный собор остался бы при таком раскладе где-то у подножия мусульманской мечети, обдаваемый звуковыми волнами призывов муэдзина…

Руководитель приморского религиозного объединения “Ислам” Алимхан Магрупов с таким решением до сих пор не может согласиться. Письма протеста и жалобы отправлены во всевозможные властные инстанции…

“Мы решили пойти другим путем – конструктивным и миролюбивым, обратились к городским властям с просьбой о новом землеотводе и получили добро, - говорит Асадулла Саидов, руководитель мусульманской религиозно-культурной организации “Ватан”, объединяющей национальную диаспору народов Северного Кавказа, проживающих в Приморье. – В своем заявлении мы говорили не только о конституционном праве мусульман иметь свой храм, но и о том, как мусульманская мечеть может участвовать в культурной, социальной, экономической жизни города. И глава администрации Ю. М. Копылов сразу пошел нам навстречу, высказав очень доброжелательное к нам отношение. Из ряда предложенных участков мы выбрали место на мысе Голдобина. Уже готов проект мечети, автор – владивостокский архитектор Котляров”.

Справка “В”.

Асадулла Саидов по национальности аварец, после окончания исторического факультета Дагестанского госуниверситета 20 лет назад призван на срочную службу в Приморье, в дивизию морской пехоты. В прошлом член КПСС. После службы остался во Владивостоке, работал на судах “Востокрыбхолодфлота” первым помощником капитана. Позже занимался предпринимательской деятельностью. Сейчас – руководитель мусульманской религиозно-культурной организации “Ватан” (в переводе с арабского– “Родина”). Хотя родители тоже партийные, Коран изучал с детства. Женат, жена аварка, имеет двоих сыновей.

Вообще вопрос о том, нужна ли в городе на тихоокеанских рубежах по большей части православного государства мусульманская мечеть, неизбежно звучит если и не на официальном уровне, то на кухонных посиделках владивостокцев. Особенно обостренно ситуация воспринимается в связи с войной в Чечне.

Специалисты-религиоведы, социологи, дальновидные политики отвечают однозначно: очевидно, нужна. Россия изначально многонациональное и многоконфессиональное государство, и вторая по численности традиционная религия на нашей огромной территории все-таки ислам. “Мусульманская община в Приморье возникла в конце прошлого века: кроме русских, украинских переселенцев сюда ехали и татары, и башкиры, и узбеки, и казахи, - говорит начальник отдела комитета по делам национальностей и взаимодействию с религиозными объединениями администрации края, кандидат исторических наук Анатолий Дмитренко. – Здесь были их молитвенные дома, однако в 30-е годы общину разогнали, многие верующие были репрессированы наряду со служителями православных храмов. В 90-е годы мусульмане, живущие вместе с нами на приморской земле, вновь стали заявлять о своем конституционном праве свободно исповедовать религию предков, иметь храмы. И если Россия считает себя цивилизованным государством, то к этому праву надо относиться с уважением”.

Несмотря на то, что “Ватан” затевает собственное строительство, Саидов не считает это расколом в мусульманской общине. “Просто от возмущений и конфронтации пора переходить к делу. Ни президент РФ, ни генпрокурор не приедут к нам и не построят мечеть, - считает он. – К сожалению, конфликтная позиция казыя Алимхана привела к тому, что часть мусульман отошла от церкви”.

Кроме участка под мечеть представители общества “Ватан” попросили выделить место под мусульманское кладбище. “Городская администрация и здесь готова пойти нам навстречу, предложив участок неподалеку от Морского кладбища, в стороне от православного. Но предварительно я должен встретиться с владыкой Вениамином, чтобы поговорить по душам, дабы в будущем не возникало обид: мы не должны ущемлять интересы друг друга”, - говорит Асадулла Саидов.

Очаг ваххабизма?

И все же от трудных вопросов в разговоре с заказчиками строительства мечети нельзя было уйти: не станет ли мусульманский храм прибежищем радикальных фундаменталистских группировок?

“Мечеть – святое место для мусульман, - убеждает Асадулла. – Здесь испокон веку собираются не для митингов, политических дискуссий, а для того, чтобы показать свою покорность Аллаху. И руководители общины не позволят проповедовать здесь недозволенное, выходящее за рамки Конституции, не допустят, чтобы здесь скрывались военные преступники. Мы пригласим сюда такого муфтия, который получил религиозное и светское образование как в Советском Союзе, так и в Египте и Арабских Эмиратах, – он 16 лет специально учился проповедовать. Наша организация является частью духовного управления мусульман азиатской части России во главе с верховным муфтием Нафигуллой Ашировым. Что касается религиозной розни… Понимаете, надо знать, что такое ваххабизм и какое горе принесло это течение, например, нашим народам в Дагестане и вообще мусульманскому миру. Ваххабизм возник в XVIII веке как экстремистское движение. Многие века законы ислама, написанные пророком Муххамедом, не претерпевали никаких изменений, и вдруг некто взял и начал вводить свои правила: туда не ходи, то не делай, надень на женщину паранджу. Ваххабизм – не весь ислам, а лишь ничтожная его часть, коверкающая истинную веру, имеющая отношение не столько к религии, сколько к политике. Между прочим, и тогда, и сейчас первыми жертвами ваххабитов становятся правоверные мусульмане, которых они объявляют “иноверцами” и истребляют. В советские времена ваххабитов держали обособленно – ну были одна-две деревни в Чечне, дальше их не пускали, великой опасности в них не видели. Кстати, ваххабизм находил почву там, где население было малообразованным. Теперь же чрезвычайно воинственное это течение начало претендовать на захват власти и огромных территорий – вплоть до Саха-Якутии! Кстати, Дагестан – единственная республика, которая официально запретила на своей территории ваххабизм. Ни один другой субъект федерации, ни вся Россия в целом этого не сделали. Неужели и сейчас власть не видит опасности? В мечети на территории Владивостока это течение будет запрещено. И приморцам надо знать: те мусульмане, которые живут здесь, на территории Приморья, ничего общего с ваххабизмом не имеют, мы учились и учимся в тех же школах и вузах, что и христиане и представители других религий, и война нас так же повергает в ужас, как и всех нормальных людей…”

Автор: Марина Ивлева, "Владивосток" При подготовке материала использованы снимки Санкт-Петербургской мечети, размещенные в Интернете