Таинственный гость
Визит во Владивосток Ильи Клебанова, вице-премьера правительства России, курирующего блок военных вопросов и оборонку, был покрыт пеленой тайны. Все встречи зампред правительства проводил исключительно за закрытыми дверями в тщательно охраняемых помещениях – будь то штаб Тихоокеанского флота, будь то седьмой - "губернаторский" этаж "Белого дома".
Такого уровня секретности не было даже во время приезда в Приморье Владимира Путина, когда тот занимал пост премьер-министра России. Даже тогда Владимир Путин, решавший не менее, надо полагать, важные проблемы современности, уделил общению с прессой в общей сложности более 40 минут. Теперь же ни на одну встречу Ильи Клебанова – ни в штабе флота, ни в администрации края - пресса допущена не была. Журналисты недоумевали: Клебанов ограничился полутораминутным брифингом в аэропорту. Впрочем, в не меньшем недоумении пребывали и в администрации Приморья. Там на всем протяжении визита высокого гостя не знали даже его планов и графиков.
Странности начались позавчера утром, когда вместо гражданского аэропорта Владивостока самолет Ильи Клебанова посадили на авиабазе Тихоокеанского флота в Кневичах. Первоначально командование ТОФ решило не допускать прессу к телу вице-премьера, но лишь после настойчивых просьб смилостивилось. Впрочем, не настроен на общение с журналистами был и сам вице-премьер. Встречавшей его у кромки летного поля прессе Клебанов заявил, что визит никаким образом не связан с кризисом в топливно-энергетическом комплексе замерзающего Приморья, а вся работа будет сосредоточена на решении проблем Тихоокеанского флота. На этом импровизированная пресс-конференция и закончилась.
В штабе Тихоокеанского флота более трех часов продолжалось совещание. Пресса на это мероприятие, понятное дело, допущена не была. В пресс-службе Тихоокеанского флота, в свою очередь, также не смогли сообщить, какие вопросы обсуждали высокие стороны на встрече. Тем не менее, как стало известно корреспонденту "В", был заслушан доклад о катастрофическом положении дел со снабжением флота топливом.
К сожалению, цифры, представленные Клебанову, нам неизвестны. Однако известен другой факт: на одном из кораблей 1-го ранга Тихоокеанского флота для того, чтобы запустить вспомогательные двигатели, обеспечивающие корабль светом, теплом и паром, личный состав был вынужден ведрами вычерпывать оставшуюся солярку со дна топливных танков. Для обеспечения мероприятий, связанных с визитом во Владивосток французского фрегата "Вандемьер", для одного из больших противолодочных кораблей топливо пришлось возить бензовозами – его сливали со стоящего в другом конце города ракетного катера.
Ни о какой боевой подготовке в этой связи речь не идет вовсе. В последние семь-восемь лет флот столкнулся с серьезной проблемой – из-за отсутствия топлива сперва были существенно ограничены, а затем и вовсе прекратились выходы в море. Большинство матросов, проходящих службу на боевых кораблях, никогда не отходили от стенки. О таком понятии, как боевая служба, когда корабль по нескольку месяцев находится в море и решает поставленные перед ним задачи, на флоте вообще забыли. Любопытно, но подросло уже поколение офицеров уровня капитанов 2-3-го ранга, которые никогда в своей жизни не были на боевой службе. Понятное дело, что личным примером они не смогут научить азам флотской службы не только матросов, но и каждый год приходящих на флот лейтенантов.
Планировалось, что в самом начале будущего года отряд кораблей ТОФ отправится в длительный поход. Большой противолодочный корабль и корабль обеспечения должны были посетить Вьетнам и Индию, а затем провести около полутора месяцев на боевой службе в Красном море. Перед эскадрой стояла задача демонстрации военно-морского присутствия России в этом непростом регионе. Однако из-за существенных проблем с топливом этот поход под угрозой срыва.
Судя по всему, именно эту информацию довели в штабе Тихоокеанского флота до вице-премьера Ильи Клебанова. Какова была его реакция, нам, к сожалению, неизвестно. Однако было видно, что в администрацию Приморья Илья Иосифович прибыл изрядно озабоченный.
Первоначально планировалось, что в администрации Клебанов проведет два совещания – первое с руководителями Приморья, а также с главами администраций ряда городов и районов края. Второе же совещание было запланировано с участием директоров крупных промышленных предприятий. К сожалению, из-за существенной сдвижки графика вице-премьера совещания решили совместить и сократить по времени.
Как заявлялось сразу же, Клебанов будет встречаться с хозяйственным активом края за закрытыми дверями. Так и произошло. Но никто и подумать не мог, что для этих целей закроют весь седьмой - “губернаторский” этаж здания краевой администрации. У всех входов на этаж была выставлена усиленная охрана из числа аппаратчиков, которые никого не допускали в коридор рядом с залом заседаний.
Пресс-конференция, обещанная после совещания, к удивлению многих, не состоялась. Клебанов загадочно улыбнулся...… и отправился на 33-й причал, где стоят корабли ТОФ. Судя по всему, для того чтобы убедиться в отсутствии топлива в танках. Впрочем, и здесь это всего лишь наше предположение – прессу вновь вежливо отсекли и не пустили на территорию части. Поэтому все, что происходило на кораблях, так и осталось для журналистов загадкой.
Вчера Илья Клебанов продолжил работу в штабе Тихоокеанского флота. Вице-премьер работал с документами, изучал представленные сводки о снабжении ТОФ горюче-смазочными материалами, о финансировании ремонта, о выделении денежных средств, необходимых для нормальной эксплуатации флота. Рассматривался также вопрос о взаимоотношениях военных с энергетиками. Проблема эта стоит довольно остро. Задолженность федеральных потребителей за свет и тепло растет, и энергетики вынуждены производить отключения военных. При этом электричество “рубят” и на стратегических объектах, отключение которых строго-настрого запрещено. Вместе с тем известно, что флот старается своевременно оплачивать счета за электроэнергию, однако, даже несмотря на это, отключения продолжаются. Выход из этого кризиса, судя по всему, придется искать Клебанову уже в столице. На местном уровне эту проблему можно только обсуждать.
Около 16 часов вчера вице-премьер правительства России вылетел в Москву. Вице-премьер уехал. А проблемы, похоже, остались.
Автор: Александр МАЛЬЦЕВ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"