Эта квартира... коммунальная
Сегодня во Владивостоке управление муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству больше походит на “поле брани”. Сюда бесконечно звонят и идут возмущенные жители города: “Мало того, что повысилась плата за содержание и текущий ремонт жилья, так еще новая графа появилась – капитальный ремонт. Да у нас тридцать лет не то что капитального, обычного ремонта не было!” Понимающие сотрудники управления лишь руками в ответ разводят: мол, и вы нас поймите, не от нас это зависит. А непонимающие и прикрикнуть могут: “Вас 400 тысяч, и все идут, и все вы хотите знать, и всем расскажи!” Мы решили обратиться за разъяснениями к начальнику планово-экономического отдела управления муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Владивостока Ирине Сотовой.
- Увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения было запланировано еще на 1 сентября. Но прокуратурой данное решение было опротестовано по требованию постановления правительства РФ № 887, согласно которому принятию решений по пересмотру размеров ставок и тарифов должна предшествовать проводимая в обязательном порядке экспертиза их экономической обоснованности. Сегодня эта экспертиза проведена, и с 1 октября на территории Приморья действуют новые тарифы на жилищно-коммунальные услуги.
Капитальный ремонт был введен постановлением правительства № 887. Есть и соответствующее постановление администрации города. Так что ничего нового мы не изобретали.
Структура платежей населения включает плату за содержание и текущий ремонт жилищного фонда, капитальный ремонт, за наем жилья и коммунальные услуги. В дальнейшем в ставку оплаты жилья в качестве отдельной составляющей будет входить страхование жилищного фонда. Таким образом, к 2003 году население перейдет на полную оплату затрат на обслуживание и ремонт жилья и коммунальных услуг. Субсидии будут предоставляться лишь социально незащищенным слоям населения.
Постепенно жилье будет выкупаться, преобладающей формой управления жилыми многоквартирными домами станут кондоминиумы и товарищества собственников жилья. В жилых домах будут устанавливаться индивидуальные приборы учета и регулирования воды, газа и других энергоресурсов. Все эти преобразования осуществляются в рамках государственной целевой программы “Жилище”. Важнейшим элементом реформы должно стать создание конкурентной среды в системе управления и обслуживания жилищной сферы, что позволит собственникам жилья выбирать ту организацию, которая сможет обеспечить необходимый уровень качества работ и услуг, сегодня пока отсутствующий.
Качество услуг и впрямь оставляет желать лучшего. Они не всегда соответствуют пожеланиям жильцов, а также нормативам и стандартам существующих правил предоставления коммунальных услуг.
Горожан прежде всего заботит проблема отопления и горячего водоснабжения. Температура горячей воды в точке разбора должна быть не менее +50° С, а фактически она зачастую ниже, бывает, что вода и вовсе отсутствует. Нередко горячей водой просто нельзя пользоваться. Она оставляет на белье пятна ржавчины, способна испортить сантехнику, да и мыться в такой воде неприятно.
А кого не волнуют наступающие морозы? Все мы прекрасно помним, как прошлой зимой, несмотря на все старания утеплить свое жилье, вечно простывали, как вымерзали наши дома. Отсутствующие в подъездах двери, разбитые окна, неработающие на лестничных клетках батареи не добавляли тепла в наших квартирах.
И неудивительно. Текущий ремонт, который положено проводить раз в три года, во многих домах не делался по меньшей мере лет десять. Не говоря уже о капитальном ремонте, который включает в себя замену конструктивных элементов здания и кровли, ремонт фасада, инженерных систем водоотведения, отопления и канализации. В коммунальных службах говорят, что хотя капитальный ремонт и должен проводиться согласно нормам каждые 30 лет, это совершенно необязательно. Его необходимость устанавливается на основе акта обследования здания. Но ведь никакого обследования не нужно, чтобы понять: многие дома, которые не ремонтировались со дня постройки, находятся в весьма плачевном состоянии. Что же касается санитарного состояния жилья, то и здесь мало обнадеживающего. Однако если бы выполняли свои функции те, кто отвечает за это, такого бы не было. Ведь согласно правилам содержания мест общего пользования жилых зданий первые три этажа в доме подметаются ежедневно, остальные - три раза в неделю. Мыться подъезды должны раз в месяц. К сожалению, дальше написанного эти правила не идут.
Права граждан, которые исправно платят за свет, тепло, горячую воду и содержание мест общего пользования, нарушаются. Вот и сейчас отопительный сезон уже начался, столбик термометра каждую ночь неуклонно падает вниз, а во многих домах вместо горячей воды в кране и батареях чуть теплая.
Когда наконец тепло появится в домах, отопительный сезон уже закончится, возмущаются жильцы. Если бы системы предоставления услуг были в постоянной готовности к обслуживанию потребителей, людям не пришлось бы сейчас мерзнуть. Устранять же неполадки в соответствии с постановлением правительства РФ № 1099 от 26 сентября 1994 года жилищно-коммунальные службы обязаны заранее.
Подобные явления в жилищно-коммунальной сфере существуют давно. Неужели это происходит из-за нехватки средств? Тогда почему много желающих взяться за обслуживание микрорайонов? За сомнительное удовольствие жить в наших многоквартирных домах нам приходится дорого платить: местные тарифы на жилищно-коммунальные услуги – одни из самых высоких в стране.
Если не предпринять жестких санкций, жилищники вряд ли разгонятся и мы по-прежнему будем страдать от их халатного отношения к своим обязанностям. А пока они бездействуют, недовольным горожанам остается лишь одно - решать свои проблемы через суд. Ведь согласно закону потребитель имеет полное право на получение качественных услуг и на устранение их недостатков и может потребовать от исполнителя возмещения убытков и морального вреда. Не говоря уже о том, что он не должен оплачивать услуги, которые не получает.
Постановлением главы администрации Владивостока № 670 от 22 мая 1995 года оговорены условия снижения платы за некоторые жилищные и коммунальные услуги. Так, при отсутствии тепла свыше суток плата производится лишь с возобновлением подачи тепла. Температура воздуха в жилых помещениях должна быть не ниже +18° С. Если она ниже нормативной полные сутки, плата уменьшается на 3 проц. за каждый градус снижения тепла.
За перерывы в обеспечении горячей водой больше суток плата за весь период отсутствия воды также не производится, за исключением плановых отключений для проведения ремонтно-профилактических работ. За снижение параметров горячей воды более пяти суток уменьшается и плата на 3 проц. за каждые 5 градусов ниже нормы. Понижение температуры воздуха в квартире на 10 градусов и температуры воды на 30 градусов ниже нормативного показателя считается отсутствием услуги. Такое, видимо, у нас тоже возможно. Не случайно же данная оговорка содержится в постановлении главы администрации.
Если отопление, холодное или горячее водоснабжение отсутствует в квартире, то жилец должен подать заявку диспетчеру жилищного предприятия, который запишет время ее подачи. Кроме того, квартиру обязан посетить сотрудник этой организации. Он проверит работу нагревательных приборов и системы водоснабжения, замерит температуру воздуха или воды и составит акт, который необходим для проведения перерасчета. А если вашу жалобу там проигнорируют, надо обратиться в отдел технического надзора управления муниципального заказа по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города.
Автор: Ольга НОВИКОВА