Грустные мелодии “гармошки”

В ночь на 28 мая этого года на территории Артемовского муниципального пассажирского автопредприятия был совершен самый настоящий теракт.

17 нояб. 2000 Электронная версия газеты "Владивосток" №884 от 17 нояб. 2000
В ночь на 28 мая этого года на территории Артемовского муниципального пассажирского автопредприятия был совершен самый настоящий теракт.

Злоумышленники порезали приводные ремни, насыпали песку в двигатели автобусов.

Что послужило причиной совершенного злодеяния и кто это сделал?

Увы, местная милиция не смогла дать ответы на эти вопросы.

И на самом предприятии только гадали: чья-то месть, за что?

Скорее всего муниципальный транспорт помешал стричь купоны коммерческому, и новоявленные террористы хотя бы на время вывели из строя ряд автобусов. А коммерческий транспорт в Артеме только-только входил в силу. Естественно, интересовали коммерсантов прежде всего “хлебные” маршруты, где ощутима прибыль от такого вида деятельности. Что ж, увы, во всей стране “рынок” можно назвать пока только диким.

Очередной тяжестью легло это происшествие на сердце директора АМПАТП Сергея Старунского. Энергичный, способный хозяйственник, Старунский, как и все предприятие в целом, переживал нелегкие времена. Назначили его в декабре 99-го на разваливавшееся предприятие: дотаций автотранспортники практически не получали на всех уровнях, городская администрация проводила лишь взаимозачеты на небольшие суммы, зарплаты люди не видели несколько месяцев...

А перед этим Сергей Старунский как руководитель ПМК выиграл в проводимом городской администрацией тендере право на коммунальное обслуживание села Кневичи. И поднял, как раньше говорили, на возможную нынче высоту это обслуживание, ПМК поставила дело здесь самым оптимальным образом. Это было единственное достижение в провалившейся в целом в Артеме коммунальной реформе. И на новом месте за три месяца сумел он сделать многое: восстановлен 21 автобус, создана круглосуточная ремонтная служба, выполнявшая все виды работ, улучшен график движения автобусов, погашена была часть долгов по зарплате.

Измаявшиеся от безденежья и вообще от безысходности работники ПАТП поверили в своего руководителя. Но артемовской администрации Старунский не угодил. Не захотел отдавать автозаправку, находящуюся на территории предприятия, какому-то стороннему “дяде” (МП “Артемстройинвестзаказчик”), как ему приказали, отстаивал свое. И принципиального директора власти вознамерились снять. Но не тут-то было. Автомобилисты буквально-таки восстали против такого решения, заявив, что тогда дело обернется забастовкой. И запустили в ход “пробный шар”.

Конечно, даже однодневный-двухдневный невыход на линию муниципального автотранспорта внес в городскую жизнь большую сумятицу. Коммерческий транспорт системного и планомерного обслуживания всех маршрутных линий города конечно же не наладил. Да частникам и не надо этого, пользуясь случаем, они задирали цену на билеты на самых тяжелых маршрутах, срывали свой куш, вот и все.

Глава города Александр Терентьев пошел на попятную. Предварительно он побывал на общем собрании работников автопредприятия, но разумного диалога не получилось. Тем не менее Сергей Старунский был восстановлен в должности... но со вторым испытательным сроком в два месяца. Похоже, это была всего лишь оттяжка, маневр, выигрыш во времени. И не столько над Старунским, сколько над всем артемовским муниципальным транспортом зависал дамоклов меч.

Причины и следствия

Впрочем, судьба муниципального пассажирского автотранспорта трудна уже не один год и в других регионах. Нельзя сказать, что это единственный кризисный фактор, но, видимо, самый главный - наличие огромного количества льготников (до 50 категорий граждан), не подкрепленное, не обеспеченное финансово. Вряд ли есть муниципальное образование, которое всегда вовремя и полностью субсидирует свой муниципальный транспорт. В Артеме самая тяжелая ситуация. Отсутствие положенного дотационного финансирования, страшенный износ автопарка (а новый автотранспорт не приобретался несколько лет), дороговизна горючего и запчастей, резины и драконовские, как и в любой другой сфере, налоги. По упорядочению льгот, послуживших причиной резкого обнищания автотранспортных предприятий, вопросы поднимались тысячу раз. И всегда - безрезультатно.

В Артеме автотранспортники, не получавшие зарплату по нескольку месяцев, пару раз бунтовали по этому поводу, самостийно отменяли льготы (кроме тех, которые действительно крайне необходимы). Но продержаться удавалось недолго. Закон в таких случаях неукоснительно срабатывал, пробуксовывая в других, может быть, не менее, а более необходимых случаях. В Хабаровске, например, льготы отменены были самим губернатором. Но для закона и такой уровень оказался недостаточным. Потерпели фиаско и наши соседи. Однако муниципальный транспорт там держится. Сложно, но функционирует он и в других регионах Приморья. И только в Артеме - на грани “вымирания”.

Но вернемся к льготам. Другое дело коммерсанты-транспортники - вольному воля, говорят. В Артеме они ввели свои льготы - 50 процентов от полного тарифа. Сначала это было 1,5 рубля, затем 2 рубля... Бесплатным проездом официально пользуются только две категории пассажиров: инвалиды 1-й группы и ветераны ВОВ (об этом извещают таблички в автобусах). Такие льготы, надо сказать сразу, оказались все же разумнее государственных. И сами частники были не в прогаре, и жителей города как-никак это устраивало.

Правда, льготы имеют не все виды транспорта, в “микриках” их нет. Да и аппетит приходит во время еды. В октябре при увеличении тарифа до 5 рублей (в темное время суток плата значительно возрастает) выросла и льгота. Теперь она составляет 60 процентов от полной стоимости билета - 3 рубля. Артемовцы, привыкшие за годы реформ, как и весь российский люд, ко всякому произволу, встретили это безропотно.

Если скрестить ежа и ужа...

Это из области анекдотов, был в свое время такой вопрос на мифическом “бюро армянского радио”. И ответ был - сто метров колючей проволоки. Параллель такая пришла в голову, когда муниципальное ПАТП в Артеме в июле этого года отдали в ведение АУП СПКХ. Чем занимается специализированное предприятие коммунального хозяйства? Благоустройством в городе, деревья подстригают, цветочки сажают возле муниципального дворца культуры. Почему бы и пассажирским автотранспортом не заняться между делом?

Правда, директор СПКХ Сергей Завадовский до сих пор не знает точно, сколько автобусов у него на счету. Тем более что за налоговые долги несколько автобусов и некоторое другое имущество у этого теперь подразделения СПКХ изъято. Предположительно осталось где-то 50 единиц. Ходит муниципальный транспорт эпизодически, дела до него сейчас вообще никому нет. А долг за льготников в пределах 10 млн. рублей администрации отдавать уже некому - прежнего-то предприятия нет.

Уже неделю на момент моего посещения диспетчерской на центральной автобусной остановке (1 ноября) артемовский муниципальный автотранспорт без горючего, хотя при переводе его в СПКХ обещали золотые горы. Водители решили работать на самоокупаемости, ну не сидеть же без дела и без куска хлеба, в конце-то концов. Сначала 2-3 автобуса, затем (с 31 октября) автобусов 12. Подразделение пассажирского автотранспорта в СПКХ поставили как бы на хозрасчет. Выделяется стартовая сумма в тысячу рублей, закупают автотранспортники горючее и работают “с оборота” - часть денег идет опять-таки на топливо, что-то на оплату труда и т.д. Еще одна грань жизни “по-артемовски”.

За коммерческим автотранспортом будущее?

Итак, кто пользуется льготой на коммерческом транспорте? 60-процентной - все те (остальные), кто ездит на муниципальном бесплатно. Правда, работники ГУВД, таможни, налоговой инспекции отвоевали бесплатный проезд и на коммерческих автобусах. Закон ведь никто не отменял, а у них - удостоверения. Не раз был свидетелем, как какая-нибудь бедно одетая бабушка робко заглядывала в створки дверей автобуса: “Бесплатно можно?” И получала категорическое: “Нет! Уже имеются”. А вот, по словам одной из коммерческих кондукторш, бухгалтер таможни, например, получая тысяч шесть (может, это и неточная информация) зарплаты, ездит бесплатно, причем только на работу и с нее, а не по профессиональным делам. Впрочем, наверное, вся наша жизнь сегодня состоит из парадоксов, алогичности и несправедливости...

Коммерческий автотранспорт вошел в жизнь Артема стремительно и даже агрессивно. Похоже, за ним - будущее. Но тот вид конкуренции, который коммерсанты-транспортники навязывают сегодня при полном попустительстве городской администрации, вряд ли приемлем. Выступая по городскому радио, глава города (он же председатель думы) Александр Терентьев горячо убеждал: “Частникам ведь тоже надо кормить семьи...” А кто против? Коммерческий транспорт очень неплохо разгрузил некоторые маршруты. Другое дело, что на отдаленные, невыгодные маршруты из коммерсантов мало кто покушается. Это - удел муниципалов. Которые, кстати, плату за проезд не повысили, возят пассажиров за 4 рубля, ну и, естественно, всех “бесплатников”. А как они работают, говорилось выше.

Летом, в те дни, когда простаивал муниципальный транспорт, это создавало огромнейшие проблемы для дачников. Хотя, справедливости ради скажем, что кое-где коммерсанты-автотранспортники пытались перекрывать и “дачные” маршруты.

Зато коммерсанты преуспели в другом. По словам диспетчеров, они буквально-таки захватили “сто второй” (Артем - поселок Артемовский) маршрут, выгодный для них. Теперь туда и обратно можно съездить только за десятку. Агрессивно ведут себя частники и на “сто первом” (Артем - Угольная), угрожая муниципалам проколом шин, поскольку те якобы только “мешаются под ногами”. На конечных остановках самого “хлебного” центрального маршрута № 5 в городе выстраивается очередь. И если муниципальная дряхлая “гармошка” выходит на линию, ее тоже заставляют придерживаться общей очередности.

О том, что движение автобусов когда-то осуществлялось по расписанию, в Артеме уже начинают забывать. Артемовская дума дважды на своих заседаниях принимала хорошие, правильные решения: надо-де навести порядок, отладить систему. Координацию движения и того, и другого вида транспорта должны-де осуществлять диспетчеры муниципального ПАТП. Но выполнение этих решений никто не контролирует, да и в раздутом штате городской администрации нет человека, который бы курировал общее функционирование пассажирского автотранспорта в городе.

По словам Сергея Завадовского, там собираются решить этот вопрос, как и сделать другое: устроить для частников конкурс маршрутов, чтобы навести хоть какой-то порядок в этом. Но пока эту сферу обслуживания населения захлестывает в Артеме стихия. И все свое недовольство, нервозность пассажиры выплескивают на диспетчеров, что дежурят в будочке на центральной автобусной остановке. И недовольства этого хватает.

Автор: Михаил МАТВЕЕВ, "Владивосток"